Краткая биография Ван Гога

В развитии краткой творческой биографии Ван Гога его жизнь и его искусство связаны столь тесно что каждому новому месту пребывания художника соответствует новый этап в его творчестве. Эта эволюция одна из наиболее ярких в истории ис кусства зафиксирована в письмах Ван Гога к художникам ван Рап-парду и Эмилю Бернару и особенно к его младшему брату Тео.

Рождение призвания.

Уже в возрасте девяти лет Ван Гог проявил вкус к рисованию но подлинное художественное призвазние проявилось у него достаточно поздно в 1880 после ряда последовательных неудач сентиментальных и религиозных (он был сыном пастора) и лишь благодаря поездке в Боринаж где он был проповедником (декабрь 1878 - июль 1879): "...я сказал се- бе: "Чтобы ни было я еще поднимусь я опять возьмусь за карандаш который бросил в минуту глубокого отчаяния и снова начну рисовать!" С тех пор как мне кажется все у меня изменилось" (письмо к Тео ав- густ 1880). Художник сделал свой отчаянный выбор за которым последовала огромная необходимость в общении даже участии и в моральной и финансовой поддержке которую оказывал ему только Тео.

Все творчество Ван Гога буквально кричит об этой потребности выраженной как в круге его чтения (Библия Золя Диккенс Мишле Гюго) так и в его художественных вкусах (Рембрандт Дюпре Жюль Бретон Домье Добиньи и особенно Милле которому он подражал даже в Сен-Реми: не Мане а именно Милле он считал самым сов ременным живописцем открывающим широкие перспективы). Уже с самого начала и совершенно сознательно Ван Гог хотел стать художником униженных воспевая их неблагодарный труд как некогда он пытался принести им утешение в Евангелии и подобно тому как он предложил кров проститутке (Гаага 1882-1883). Одновременно росла его любознательность к искусству и литературе.

После работы в качестве продавца в художественной гал. Гулиль (Гаага Лондон Париж 1869- 1876) куда в 1873 поступил и Тео и после нес кольких месяцев работы приказчика в книжном магазине в Дордрехте (1877) и затем неудавшейся проповеднической деятельности в жизни Ван Гога наступают два больших периода - голландский и французский (которые в свою очередь могут быть разделены на несколько этапов в зависимости от места пребывания художника). Они представляют собой нечто вроде диптиха на грани которого располагается краткое но очень важное пребывание в Антверпене.

Голландский период.

Голландский период в творчестве Ван Гога (Эттерн Гаага Дрент и особенно Ню-энен декабрь 1883 - ноябрь 1885) близок опыту Бо-ринажа где художник ежедневно соприкасался с физической и моральной нищетой. В 1880-1882 Ван Гог постоянно совершенствует свой рисунок. Во время пребывания в Лондоне (1873-1875) он собрал подшивки журналов "The Graphic London News" и Illustration где публиковались гравюры на дереве и литографии. Он занимался также акварелью ("Крыши в Гааге" 1882 Париж частное собрание) и впервые всерьез обращается к живописи. В Гааге где вместе с Брейтнером он делал этюды уличных сцен Ван Гог получил свой первый и единственный заказ (12 перовых рисунков видов города) от одного из своих дядей продавца картин в Амстердаме. В Гааге художник исполняет Скорбь (рисунок апрель 1882 Гаага частное собрание; в ноябре того же года была сделана и литография) - аллегорическая фигура для которой позировала беременная Син проститутка. Тема выражающая отчаяние перед невольным жизненным обс- тоятельством и чисто графический стиль острый и напряженный делают этот лист одним из главных произведений предсимволизма и приближает Ван Гога к австрийцам Климту и Ши ле. Ван Гог рисовальщик (сохранилось в частности много этюдов уг- лем) достиг зрелости в Нюэнене. Мужчины и женщины чаще всего за работой крестьяне и ткачи представлены всегда с огромной симпатией (1885 Оттерло музей Крёллер-Мюл- лер). Купить репродукции картин Ван Гога можно на сайте: http://artpostergallery.ru/catalog/kartiny-piony-8525

Для живописи того периода характерна сильная светотень пастозность экспрессия которая напоминает Халса и Рембрандта. В письме к брату Тео который живя с 1880 в Париже превозносит ему светлые цвета импрессионистов он пишет о преимуществах коричневых тонов. Картина "Едоки картофеля" (1885 два варианта - Амстердам музей Ван Гога и Оттерло музей Крёллер-Мюл- лер) представляет собой синтез и конечную точку голландского периода. Это не самая лучшая работа Ван Гога так как прилежание которое он показал заканчивая картину противоречит стихии его гения. Однако она очень важна для понимания его искусства; позднее уже в Сен-Реми она вызывала у художника ностальгические воспоминания о Севере. "Я старался подчеркнуть что эти люди поедающие свой картофель при свете лампы теми же руками которые они притягивают к блюду копали землю; таким образом полотно говорит о тяжелом труде и о том что персонажи честно заработали свою еду".

Пребывание в Антверпене.

Пребывание в Антверпене (конец ноября 1885 - конец февраля 1886) отмечает начало интереса Ван Гога к цвету под двойным влиянием Рубенса произведения которого он открывает в музее и японских эстампов кото- рые он приобретает (позже у него будет собрание из более чем двухсот листов). В Антверпене появляется и серия автопортретов а также удивительная "Голова мертвого с сигаре- той" (Амстердам музей Ван Гога) с редким для него черным юмором и эн- соровскими реминисценциями. Париж. Но только в Париже (февраль 1886 - февраль 1888) где он остановился в квартире Тео в доме 54 по улице Лепик начинается трансформация его видения. После краткого пребывания в мастерской Кормона где он познакомился с Тулуз-Лотреком щался и который по его настоянию приехал в Арль 20 октября 1888. Однако их совместная творческая жизнь закончилась кризисом 23 декабря когда Ван Гог совершил попытку убить Гогена а затем отрезал себе мочку уха ("Автопортрет с завязанным ухом" 1889 Чикаго частное собрание). Независимо от болезни Ван Го- га (которая носила эпилептический характер) его отношения с Гогеном свидетельствуют о глубоком различии между этими двумя художниками: классичный Гоген отправившийся искать свой потерянный рай и драматичный Ван Гог конфликты которого всегда сопряжены с социальными обстоятельствами.

На протяжении последних 18 месяцев жизни Ван Гог прилагает огромные усилия целиком отдаваясь работе. Влияние Гогена почти незаметное в картинах с четкой композицией ("Арена в Арле" ноябрь 1888 Санкт-Петербург Гос. Эрмитаж) проявилось в "Танцеваль- ном зале Фоли-Арлезьен" (1888 Па- риж музей Орсэ) или в последнем варианте "Колыбельной" (1889 Бос- тон Музей изящных искусств) исполненном вскоре после выписки художника из госпиталя Арля. Сен-Ре- ми. По требованию арлезианцев Ван Гог был помещен в больницу Отель-Дье (март 1889) где его навестил Синьяк а в мае по собственной воле художник уезжает в приют для душевнобольных Сен-Поль-де-Мо- золь в Сен-Реми-де-Прованс (май 1889 - май 1890) где он перенес три жесточайших приступа и откуда вышел крайне угнетенным. Тем не менее периоды Арля и Сен-Реми изобилуют совершенно законченными работами пейзажами картинами с цвета- ми и портретами в которых Ван Гог использует цвет в своей глубоко индивидуальной манере согласуя желтые зеленые синий и сиреневые тона ("Тополя" 1889 Мюнхен Новая пинакотека; "Стог сена" 1889 От терло музей КрёллерМюллер).

Широ кие плоскости насыщенного цвета служащие фоном и восходящие к японскому эстампу ("Арлези-анка" 1888 Париж музей Орсэ; 1889 Нью-Йорк музей Метрополитен) постепенно уступают место динамизму мазков использование которых подсказал художнику неоимпрессионизм ("Оливковый сад" 1889 Оттерло музей Крёллер-Мюллер) но истинное происхождение которых связано не- сомненно с его виртуозными рисун- ками бамбуковым или тростниковым пером подобно японским мастерам ("Ла Кро с высоты Монмажура" Арль 1888 Амстердам музей Ван Гога).

Красными и зелеными тонами Ван Гог по его собственным словам стремился выразить человеческие страсти а теплыми нейтральными тонами гармонизировать крайнюю грубость. Некоторые портреты арльского периода исполнены в спокойных сдержанных тонах ("Молодой человек в фуражке" 1888 частное собрание); портреты написанные в Сен-Реми напротив отличаются мягким извилистым рисунком и насыщенным колоритом ("Портрет Трабю" 1889 Солер частное собрание). Овер-сюрУаз. Эти черты присущи и работам созданным в Овер-сюрУаз ("Церковь в Овере" Дома в Кордевилле Париж музей Орсэ) где Ван Гога на последнем этапе его жизненного пути (май-июль 1890) лечил доктор Гаше. Другие же картины полные дисгармонии свиде- тельствуют о растущей тревоге ху- дожника перед угрозой новых кризи- сов тревоге от которой освободить его смог только выстрел из пистоле- та 27 июля (он умер рано утром 29 июля).

В январе 1890 статья Альбера Орье в "Mercure de France" о творчестве Ван Гога впервые привлекла внимание публики к его искусству; в феврале Тео которому суждено будет умереть всего через несколько меся- цев после брата (в январе 1891) сообщил художнику что одна из его картин - "Красные виноградники" - показанная на выставке группы "XX" в Брюсселе была куплена за 400 франков бельгийской художницей Анной Бок (ныне - Москва Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Серия автопортретов Ван Гога позволяет проследить эволюцию этой неравной битвы художника с социальными и материальными условиями жизни с болезнью которая заканчивается победой творчества.

После Нюэ-нена графика Ван Гога была посвящена преимущественно пейзажным этюдам; акварели и рисунки (китайс- кая тушь уголь) по количеству равны его живописным работам. В них реальность воспроизводится интенсивно и правдиво ("Поле пшеницы и кипарисы" 1889 Амстердам музей Ван Гога). Ван Гог преподал французскому фовизму урок построения картины с помощью цветных пятен которого не знали ни неоимпрессионисты ни Гоген а немецкому экс прессионизму занятому больше нравственными проблемами - символическую роль цвета. Если произведения Ван Гога французского периода стали составной частью развития нового искусства то работы голландского периода вызвали интерес к себе лишь после первой мировой войны когда бельгийско-голландский экс- прессионизм заново открыл добродетели суровой овеянной ветрами зем ли; именно здесь искусство Ван Гога нашло свое продолжение особенно в позднем творчестве Пермеке и Яббе ке.

Наконец последние картины Ван Гога ("Вороны в пшеничном поле" и Деревья корни и ветки (Амстер- дам Музей Ван Гога) предвосхищают современное искусство в частности абстрактный экспрессионизм. Каталог произведений Ван Гога составленный Де Ла Файем был издан в 1970; он включает более 850 картин. Ван Гог выполнил 9 литографий в Голландии и один офорт в Овер-сюрУаз ("Портрет доктора Гаше") отпечатанный на прессе доктора (пресс ныне находится в Париже и является собственностью японского гравера Хасегавы). Произведения Bar Гога хорошо представлены в музеях Голландии в Амс- тердаме (Гор. музей и музей Ван Го- га основанный в 1972) Оттерло (музей КрёллерМюллер) Гааге (Муниципальный музей) и Роттердаме (музей Бойман-са-ван Бёнингена). В парижском музее Орсэ в основном благодаря дару Гаше находится ряд последних картин художника. В боль шинстве крупных американских музеев также представлены значительные произведения Ван Гога - в Бостоне (Музей изящных искусств) Чикаго (Художественный институт) Кэмбрид- же (Массачусетс Художественный му- зей Фогт) Кливленде (музей) Дет- ройте (Институт искусств) Канзасе (музей) Мерионе (фонд Барнса) Нью-Хэвене (Художественная гал. Йельского университета) Нью-Йорке (музей Метрополитен и Музей совре- менного искусства) Филадельфии (Музей искусства) Сент-Луисе (Гор. художественный музей) Толедо (Ога- йо Музей искусства) и Вашингтоне (Нац. гал. и собрание Филлипс) а также в частных собраниях.

Кроме того работы художника хранятся в Швейцарии (Базель Художественный музей; Цюрих Кунстхауз и собрание Бюрле; Винтертур собрание Оскара Рейнхарта; а также во многих част- ных собраниях например в собрании Ханлозера) в Германии (Эссен му- зей Фолькванг; Бремен Кунстхалле; МюнВан Гог сдружился с Писсаро Гогеном Бернаром и Синьяком а также посещал бутик папаши Танги (его портрет хранится в музее Родена в Париже).

К 1886 палитра Ван Гога светлеет ("Герань" Нидерланды Ла хем частное собрание). В японских эстампах которым художник иногда подражает с большой достоверностью и в неоимпрессионизме (в 1887 он работает вместе с Синьяком) он стремится найти свободу как в композиции так и в цветовых плоскостях а также новую выразительность мазка. Его столь индивидуальная манера родилась из гармоничного синтеза этих двух противоположных технических приемов.

Выразительная интенсивность предшествующего периода которая еще проявляется в пер- вые месяцы пребывания в Париже ("Голова женщины" 1886 Базель собрание Стахелин) затем исчезает; Ван Гог пишет живые свежие по колориту произведения в которых пре- обладают белые розовые и голубые тона: интерьеры ресторанов (1887 Оттерло музей КрёллерМюллер) виды Монмартра (1887 Амстердам Гор. музей). Арль. Споры с Гогеном и Бернаром убеждают Ван Гога в необходимости превзойти импрессионизм и неоимпрессионизм; в феврале 1888 художник уезжает в Арль на юг Франции. На юге о котором ему го- ворил Тулуз-Лотрек больше света и больше красок; он знает теперь что эволюция живописи есть эволюция цвета и очень быстро реагирует на рассеянный свет и аллюзии импрессионизма ("Мост Ланглуа" 1888 Оттерло музей Крёллер-Мюллер). Именно эта концентрация выразительных средств - рисунка и цвета - привле- кала его в японских эстампах ("Вид Ла Кро" 1888 Амстердам музей Ван Гога) и произведениях Гогена кото- рым он восхихен Новая пинакотека; Берлин Нац. гал.; Вуппер-таль му- зей ван дер Хайдта) Великобритании (Лондон Нац. гал. гал. Тейт и гал. Института Курто; Эдинбург Нац. гал. Шотландии) России (Санкт-Петербург Гос. Эрмитаж; Москва Музей изобразительных ис кусств им. А. С. Пушкина) а также в Сан-Паулу (Художественный музей) Праге (Нац. гал.) Оттаве (Нац. гал.) Копенгагене (Новая Карл- сберг-ская глиптотека) и Париже (музей Родена). Большая выставка произведений Ван Гога - картин (в Амстердаме) и рисунков (в Оттерло) была показана в Голландии в 1990 в столетнюю годовщину смерти художника. В 1995 в Москве (Музей изобра- зительных искусств им. А. С. Пушкина) прошла выставка "Японская гра- вюра Укийо-э в творчестве Ван-Гога" (коллекция Общества Утагава Япония).

Тэги: н


Просмотров: 11391