Требования пожарной безопасности: знаю – не знаю?

Свердловское областное отделение Всероссийского добровольного пожарного общества

Анализ статистических данных о пожарах свидетельствует: в организациях и на предприятиях число происходящих пожаров в десятки раз меньше, чем в жилом секторе. И по причинам возникновения пожары делятся соответствующим образом: на предприятиях – причины технического характера (неисправная электропроводка, неисправность и нарушение правил эксплуатации электрооборудования, нарушение технологических процессов), в жилье – «человеческий фактор» (неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов и печного отопления). Сравнивая статистику, можно сделать вывод, что в организациях и на предприятиях вопросам обучения работников мерам пожарной безопасности внимание, тем не менее, уделяется, пускай и не в том объеме, что требуется (2-3 сотни пожаров все-таки происходит). В жилье же картина прямо противоположная: количество пожаров исчисляется тысячами, материальный ущерб составляет сотни миллионов рублей, в огне погибают порядка пятисот и получают травмы около трехсот человек, в том числе 2-3 десятка детей.
Приведенные данные свидетельствуют: решение проблемы пожарной безопасности во многом зависит от повышения уровня противопожарных знаний.

В нашей стране на протяжении многих десятилетий работает система организации обучения в области пожарной безопасности, охватывающая практически все слои населения. Тем не менее, эта система нуждается в повышении эффективности. Это одна из важнейших задач органов государственной власти и органов государственного пожарного надзора, направленных на активизацию работы в таком важнейшем направлении деятельности, как снижение количества пожаров и смягчения последствий от них.

Организация обучения населения в области пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ, Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденными приказом МЧС России от 12 декабря 2007 года № 645. Данными нормативными правовыми актами установлено: организация обучения населения мерам пожарной безопасности относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 18 Федерального закона «О пожарной безопасности», п. 11 ППБ 01-03).

В организациях обучение мерам пожарной безопасности проводится администрацией (собственниками) организаций (ст. 25 Федерального закона «О пожарной безопасности»). При этом отмечается, что «все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем» (п. 7 ППБ 01-03).

Как видим, в руководящих документах прослеживается четкая и последовательная структура системы обучения в организациях, согласно которой противопожарные знания должны доводиться до каждого работника.

Тем не менее, на практике, все зачастую происходит далеко не так. Руководители, должностные лица организаций, являющиеся ответственными за пожарную безопасность, работники, выполняющие пожароопасные работы, обращаются в специализированные образовательные учреждения не за получением противопожарных знаний, а за документом, свидетельствующем о прохождении обучения в области пожарной безопасности. И нужно им это только потому, что приближается проверка государственного пожарного надзора, а неприятности никому не нужны. И при этом никто не задумывается о реальной опасности, которую таит в себе не знание элементарных требований пожарной безопасности.

Кроме того, в настоящее время отсутствует единая система обучения работающего населения. На территории Свердловской области действует огромное количество образовательных учреждений (учебных центров, центров повышения квалификации и т.д.), имеющих лицензию на право осуществления образовательной деятельности, в том числе в области пожарной безопасности. Есть также образовательные центры, оформившие несколько лет назад лицензию МЧС России на право выполнения работ (оказания услуг) в области пожарной безопасности. Помимо указанных учреждений, на рынке услуг по обучению мерам пожарной безопасности встречаются и организации, вообще не имеющие никаких лицензий, и, тем не менее, проводящие обучение незаконно.

Справка: В соответствии с приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» обучение в области пожарной безопасности предусматривает итоговую аттестацию и выдачу документа о прохождении подготовки. Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному постановлением правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 174, на данный вид деятельности требуется образовательная лицензия, которая выдается Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (лицензии МЧС России на право выполнения работ (оказания услуг) по обучению в области пожарной безопасности недостаточно).

В случае осуществления обучения населения мерам пожарной безопасности без соответствующей лицензии, совершенное организованной группой) и наказывается штрафом в данное деяние подпадает под действие статьи 171 УК РФ (Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Такое положение негативно сказывается на уровне подготовки руководителей и работников организаций, так как прохождение ими обучения зачастую проводится в образовательных учреждениях, чья деятельность в сфере пожарной безопасности не является профильной. Иными словами, какой-нибудь учебный центр парикмахерского искусства, получивший образовательную лицензию, для проведения занятий (чтения лекций) приглашает первых попавшихся «лекторов» (как правило, не имеющих опыта педагогической деятельности, а нередко и опыта практической работы в пожарной охране) и просто зарабатывает деньги за оформление соответствующих документов, не неся никакой ответственности за последствия.

Контроль за деятельностью таких образовательных учреждений осуществляется только со стороны лицензирующего органа в части соблюдения лицензионных условий. Качество же подготовки не контролирует никто.

Административный регламент МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением установленных требований пожарной безопасности (приказ МЧС России от 1 октября 2007 года № 517) определяет: п. 35. При осуществлении плановой проверки (документарной и выездной) проверяется соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, в том числе:

- наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания обязательных требований пожарной безопасности в пределах компетенции;
- наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области пожарной безопасности.

«Методические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный  инструктаж и пожарно-технический минимум», рекомендованные Управлением государственного пожарного надзора МЧС России для практического использования, содержат методические указания по организации деятельности государственного пожарного надзора в области организации обучения населения мерам пожарной безопасности и предусматривают следующие положения:

1. Обучение населения мерам пожарной безопасности является основной функцией системы обеспечения пожарной безопасности.

2. Контроль за деятельностью в области организации обучения населения мерам пожарной безопасности и противопожарной пропаганды осуществляется государственными инспекторами по пожарному надзору в пределах своих полномочий.

3. Государственные инспекторы городов (районов) Свердловской области по пожарному надзору в пределах предоставленных им полномочий контролируют организацию обучения граждан мерам пожарной безопасности и осуществляют проверку деятельности организаций, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.

4. При проверке организаций, имеющих лицензию на право обучения в области пожарной безопасности, государственные инспекторы по пожарному надзору контролируют:
- наличие лицензий на право обучения в области пожарной безопасности;
- наличие обучающих программ;
- соответствие обучающего персонала квалификационным требованиям;
- качество материально-технической базы;
- количество граждан, обученных по годам (с периода действия лицензии);
- соответствие категорий должностных лиц, прошедших обучение в рамках пожарно-технического минимума;
- соответствие выдаваемых по окончании обучения документов (удостоверение, свидетельство, диплом) установленным образцам.

Указанные требования с точки зрения соблюдения лицензионных условий, как правило, соблюдаются. Вместе с тем, большинство негосударственных образовательных учреждений обучение проводят в обычном актовом зале в форме начитывания лекционного материала для групп численностью 100-200 человек и более с последующей выдачей свидетельств об обучении в области пожарной безопасности. Качество усвоения материала в таких условиях проверить просто невозможно.
Поэтому различные категории работников организаций свидетельства об обучении в области пожарной безопасности имеют, а противопожарные знания – нет. Как следствие этого, в организациях, где противопожарный режим по привычке плохо-бедно соблюдается, периодически происходят пожары и возгорания. И что, гораздо хуже, стоит таким «обученным специалистам» прийти домой или выбраться на природу (где никакой противопожарный режим не соблюдается) и результат налицо:

- за 12 месяцев 2010 года на территории Свердловской области зарегистрировано 4867 пожаров;
- материальный ущерб составил 576 млн. рублей;
- в огне погибли 460 человек, в том числе 22 ребенка, еще 354 человека получили травмы;
- 72 % пожаров произошло в жилом секторе;
- 39 % пожаров в жилье произошло по причине неосторожного обращения граждан с огнем;
- 28 % пожаров – из-за нарушения правил эксплуатации электробытовых приборов и неисправной электропроводки;
18 % пожаров – из-за неисправности или нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления.

С начала пожароопасного сезона 2011 года в лесах Свердловской области возникло 1073 пожара, они прошли площадь 19202 гектара, что по площади значительно больше, чем за аналогичный период 2010 года (11,5 тысяч гектар и 939 пожаров).
Все вышеперечисленное – дело рук человеческих.

Какой можно предложить выход?

Как это ни банально звучит, но руководителям организаций необходимо обратить самое пристальное внимание на вопросы подготовки работников в области пожарной безопасности. Ведь более 85 % виновников пожаров – люди в возрасте от 18 до 60 лет, как правило, работники организаций и предприятий. Если организовывать и проводить обучение мерам пожарной безопасности не формально, а самым настоящим образом – результат обязательно будет.

Дмитрий Бетнев,
начальник учебного центра
Свердловского областного отделения ВДПО

15.06.2011 23:41