Органические экопродукты – российским покупателям!

Общественная инициатива объединения «Экокластер» - стартовал сбор подписей в поддержку отечественных производителей натуральной экопродукции.

Тем временем, ЕС и США на днях объявили об историческом партнерстве в области органических продуктов.
 
«Мы намерены собрать более 100 тысяч подписей и вместе с нашими предложениями по развитию органического сельского хозяйства, экопроизводства  и введения экосертификации передать на рассмотрение в Правительство РФ», - говорит основатель объединения «Экокластер», владелец экофермы «Коновалово» Александр Коновалов. «Сегодня жизненно необходимо ввести в стране экостандарты и добиться помощи государства, иначе у органического сельского хозяйства в России просто нет шансов на развитие. Мы призываем всех, кто заинтересован в снижении стоимости органических продуктов, кто хочет питаться натуральными здоровыми продуктами без химии, ГМО, консервантов, кто поддерживает идею введения системы экологической сертификации проголосовать», - призывает Александр Коновалов.

Напомним, что Председатель Правительства РФ Владимир Путин предлагает ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут больше 100 тысяч подписей в Интернете.

Голосование на портале www.ecocluster.ru открыл известный предприниматель Андрей Коркунов, Председатель Совета Директоров банка сбережений "АНКОР БАНК", заместитель председателя комиссии Общественной палаты по экономическому развитию и предпринимательству: «Система мер, которую предлагает объединение «Экокластер», на мой взгляд, будет эффективна. Государственная поддержка позволит экопроизводителям опустить цены на 10-30%. Введение единых экостандартов перераспределит силы на рынке органических продуктов. С него уйдут производители, для которых приставка «эко», «био», «органик» лишь маркетинговый ход. Покупатели перестанут путаться в понятиях, наступит определенность. Мы создадим здоровые конкурентные условия для отечественных экопроизводителей, рынок будет расти и развиваться. Органические продукты, безусловно, самые полезные для организма, с ними человек получает необходимые микроэлементы, витамины. Такие продукты должны быть доступны всем. У меня самого двое маленьких детей и я очень хочу, чтобы они росли здоровыми и питались качественными продуктами, именно поэтому я голосую в поддержку отечественных экопроизводителей. Я считаю, что так должен поступить каждый, кто заботится о здоровье своих близких».

Цена на органические экопродукты – ключевой вопрос как для покупателей, так и для производителей. Именно цена делает органические продукты привилегией состоятельных людей. Снижение цены будет стимулировать спрос и рост производства. Снизить цену на органические продукты помогут вполне конкретные меры государственной поддержки, которые практикуются во многих странах. Объединение «Экокластер» выдвигает следующие предложения:

1)Субсидии экофермерам и производителям экопродукции аналогично европейским
2)Частичное или полное возмещение затрат на экологическую сертификацию
3)Налоговые послабления для экопроизводителей
4)Льготы на участие в тендерах на госзакупки экопродукции у экопроизводителей, в том числе на поставки экопродукции в школы и детские сады
5)Введение российских экостандартов и системы экосертификации
6)Проведение национальной рекламной кампании о пользе качественного экопитания

«Здоровая почва — здоровые продукты — здоровый человек».

Этот девиз набирает популярность во всем мире. Расширяются экологически обрабатываемые площади, растет спрос на экологически безопасные продукты. Органическое сельское хозяйство практикуется в 160 странах и 37 млн. га органических сельскохозяйственных земель находятся в ведении 1,6 млн. фермеров. Мировые продажи органических продуктов питания и напитков достигли 59 млрд. долларов США в 2010 году. Ежегодный рост рынка органических продуктов питания в среднем составляет 20%. На днях ЕС и США объявили об историческом партнерстве в области органической продукции. Новое соглашение, которое вступит в силу 1 июня, позволит продукцию, сертифицированную в ЕС продавать в США и наоборот. Ранее для этого требовалась отдельная дополнительная сертификация, которая увеличивала расходы и создавала бюрократические барьеры. Партнерство сделает органическую продукцию более доступной, создаст новые рабочие места.

Во многих странах уже действуют конкретные меры поддержки фермеров, культивирующих органическое сельское хозяйство. В Германии с 1989 года биохозяйства, организовавшие производство в соответствии с принципами, принятыми Евросоюзом, получают поддержку как из государственного бюджета, так и от ЕС. Также действуют программы финансирования разработок концепций сбыта экопродукции. В Германии существует премия за профилактику здорового образа жизни, также проводятся кулинарные курсы для школьников и их родителей. В Чехии проводится масштабная рекламная кампания, призывающая к употреблению экопродуктов и она финансируется Евросоюзом, а также из государственного земледельческого инвестиционного фонда  Чехии. Здесь действует программа «органические школы», рассчитанная на проведение образовательных курсов для учеников и учителей. Подобное обучение проводит и британская компания Food for Life, которая организует кулинарные курсы, экскурсии на  экофермы, помогает в расширении сети школьных огородов, на которых выращиваются экоовощи. В Италии экопродукты используются в приготовлении школьных обедов.

«Нам приходится бороться за место под солнцем. В органическом сельском хозяйстве, в отличие от промышленного, урожайность и производительность в 2-3 раза ниже за счет того, что мы не используем технологии интенсификации и увеличения производства - ГМО, гормоны роста, пестициды. При хранении и переработке органических продуктов мы не добавляем усилители вкуса, консерванты, эмульгаторы, стабилизаторы. Это значительно снижает сроки хранения и усложняет логистику. Кроме того, в экологическом сельском хозяйстве вся цепочка используемых технологий, весь жизненный цикл от поля до прилавка должен быть сертифицирован. А это — дополнительные расходы. При этом требования по безопасности к органическим и промышленным продуктам одинаковые. Парадокс заключается в том, что промышленное сельское хозяйство еще и дотируется государством. Например, можно получить субсидии за использование пестицидов», - говорит Александр Коновалов. В такой ситуации экопроизводителям ничего не остается, как повышать цены на продукты.

«Для государства развитие органического сельского хозяйства далеко не приоритетная задача. В первую очередь государство поддерживает агропром, который кормит страну. Это понятно. Но ведь необходимо заботиться не только о том, чтобы была еда, но и о ее качестве, а также о бережном использовании природных ресурсов. Во всем мире все больше людей предпочитает органические безопасные для здоровья продукты, их популярность стремительно растет. Органические продукты вытесняют с прилавков еду промышленного производства. Чем же хуже россияне? Наши люди должны получить возможность выбора. Органические продукты должны стать более доступными широким слоям населения, это одна из приоритетных задач объединения «Экокластер», - говорит Александр Коновалов.

Основные задачи органического сельского хозяйства: получение продуктов экологически безопасных для человека; охрана природных свойств почв, воды и воздуха; поддержание плодородия почвы; создание максимальных условий для сохранения энергии и сырья.

«При анализе международного рынка органической продукции и конкурентоспособности производителей следует учитывать огромное влияние государственной поддержки, которая может маскировать реальную себестоимость продукции. Уровень этой поддержки для сельского хозяйства в целом колеблется в очень большом диапазоне даже среди развитых государств», - говорит  Ярослав Горчаков, профессор, НИИ «ВШЭ».

«Важно создать нормативную базу для развития этого сектора в России, определить экспортные возможности, исследовать потенциал внутреннего рынка. К сожалению, зачастую многие сторонники и пропагандисты "чистой еды" в нашей стране больше озабочены сиюминутной выгодой от возможных продаж более дорогих продуктов, а не комплексным подходом к развитию этого направления. Парадоксально, но тем самым они дискредитируют сам органический сектор в глазах и без того не очень доверчивого российского потребителя», - говорит Ярослав Горчаков.

Тэги: Анна Любоведская, Выставка экопродукции BioFach, экопродукция, BioFach, органическое сельское хозяйство, Органические экопродукты, экопродукты

27.02.2012 16:37