Большой Екатеринбург: опыт Берлина - равенство по-немецки!

В продолжение дискуссии о «Большом Екатеринбурге». С одной стороны, лично мне  понятно, что реализация  подобного проекта возможна  только в случае поддержки ее властями (но с этим вроде как нормально, даже губернатор  буквально вчера  сказал, что  дело это хорошее и нужное). Но  один из самых острых вопросов  — как донести идею «Большого Екатеринбурга» до обычных людей, объяснить, на что пойдут их деньги, какие преимущества получит рядовой учитель, рабочий, водитель, служащий, домохозяйка? Потому что, например чиновники понимают, что может дать агломерация с точки зрения, скажем, бюджетного процесса, бизнес тоже представляет возможные выгоды. В общем, нужен какой-то вирус ответственности, любви к своему городу.

Кстати, что касается  опыта крупных  зарубежных городов.  Как  вам Берлин? Так уже получилось, что я прожил в пригороде немецкой  столицы больше пяти лет. Можно сказать, что это один из городов моего детства, поэтому по возможности слежу за тем, что там происходит  и  планирую  как-нибудь  спокойно и вдумчиво туда съездить.
 
То, что Берлин - столица и крупнейший город Германии, я думаю, знают все. Но не все знают, то Берлин,  имея особый статус и  права других субъектов федерации, по сути, является анклавом, окруженным со всех сторон федеральной землей Бранденбург. Поэтому  план развития  Большого Берлина  — это план, построенный на умении мегаполиса договариваться и сотрудничать на равных с небольшими муниципалитетами.
 
Именно поэтому  на первом  этапе  было  подписано соглашение  о совместном стратегическом планировании. Было создано  управление   совместного территориального планирования  земель Берлин и Бранденбург (GL).  Кстати это единственное в Германии  ведомство, отвечающее за стратегическое планирование сразу двух федеральных земель.  Что интересно  в управлении  Берлин представляют  всего 15 человек.  А Бранденбург  —  70. Такое соотношение они определили исходя из общей площади территории. Равенство по-немецки!

Сначала, в 2006 году, «для повышения эффективности управления и содействия экономическому развитию»  была разработана концепция  развития столичного региона,  предполагающая объединение  региональных учреждений, отвечающих за науку, здравоохранение, экономику, транспорт, образование. Два году спустя был принят «План пространственного развития федеральных земель Берлин  и Бранденбург», который, к слову сказать, имеет статус закона, обязательного для исполнения  всеми межрегиональными ведомствами и  региональными и местными властями.  То есть  все основательно, не просто «нам кажется, что надо так », а «это закон и все должны его исполнять».

Согласно плану,  вся  территория двух земель поделена  на несколько частей: собственно Берлин, так называемый хинтерленд (ближний пригород) и остальные земли региона. Выделены  городские и сельскохозяйственные  районы.  Финансирование организовано так, что  большая часть средств выделяется на Берлин и городские  районы Бранденбурга, выделенные как точки роста.  Сельхозрайоны же финансируются в основном за счет  программ субсидирования   аграрного сектора.
 
Еще один  важный момент плана — согласование его параметров с прогнозами демографической ситуации, согласно которым население  Берлина к 2030 году сократиться на 1 %, а  население внешней агломерации вырастет на 6%. Учитывая эти данные, определены основные места, где должен быть сконцентрирован  рост населения и развиваться соответствующая инфраструктура. Вот так все просто.
 
А еще  в плане есть система Центральных мест,  согласно  которой  выстроена  иерархия населенных пунктов: мегаполис,  центры высокого порядка, центры  среднего порядка.   Основным критерием  выделения центров является  их устойчивость ( численность  постоянного населения) и транспортная доступность.  Чем выше порядок Центрального места, тем большим  набором социальных, экономических  и культурных функций он обладает.

Лично для меня, особый интерес представляет   направления плана, связанные с  политикой восстановления и сохранения традиционной квартальной планировки Берлина,  уничтоженной в период  с 1945 по 1989 год. Бережному отношению немцев к своей истории   нам стоит   поучиться.
      
Резюмируя, повторюсь — план развития Берлина и  Бранденбурга, это пример разумной прогрессивной кооперации, когда  только общие усилия позволяют  достичь  результата.  И еще один момент, который греет душу — насколько я понимаю, в результате  сокращается  аппарат чиновников, убираются дублирующие ведомства, повышается эффективность управления.


Зиганшин Артур Рашидович, директор компании АРТ-мобиле, эксперт в области территориального развития

 

Тэги: Большой Екатеринбург, новости екатеринбурга, Деловая Россия

11.06.2015 10:32