Доклад президента ассоциации «Большой Урал» губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя на заседании экономической ассоциации «Большой Урал»

Доклад президента ассоциации «Большой Урал» губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя на заседании экономической ассоциации «Большой Урал»

«Об опыте регионов межрегиональной ассоциации «Большой Урал» по выходу из экономического кризиса»

Уважаемые участники совещания!

В Российской Федерации в целом сложилась система антикризисных мер.

На федеральном уровне принят ряд антикризисных мер, которые позволили сгладить последствия экономического кризиса и стабилизировать социально-экономическую ситуацию в регионах.
В субъектах Федерации аналогично правительственной антикризисной комиссии Российской Федерации под председательством первого вице-премьера Российской Федерации Игоря Ивановича Шувалова созданы и действуют антикризисные комиссии в регионах, отраслевые и территориальные штабы.

Еженедельно проходят заседания антикризисного штаба при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Николае Александровиче Винниченко.
Нужно сказать, что эти меры позволили смягчить последствия экономического кризиса и стабилизировать социально-экономическую ситуацию в регионах.

В III квартале 2009 года практически во всех субъектах Уральского региона (кроме Курганской области) начала постепенно выправляться ситуация в промышленности: в Башкортостане, Удмуртской республике, Тюменской области индекс промышленного производства в январе-июле 2009 года превысил 90%  к уровню января-июля 2008 года. Наибольшее отставание по объемам промышленного производства пока сохраняется в Свердловской (75% к январю-июлю 2008 года) и Челябинской областях (74%).
Несмотря на сложную ситуацию с формированием бюджетов, во всех субъектах в полной мере осуществляется финансирование социальных программ и приоритетных национальных проектов.
В Курганской, Тюменской, Оренбургской областях и Пермском крае сохраняются высокие темпы ввода жилья.

Положительная динамика и с просроченной задолженностью организаций по выплате заработной платы. Так, по состоянию на 1 августа текущего года значительного снижения задолженности добились Оренбургская область (более чем в 2 раза), Свердловская область (почти на 40%), Пермский край (более чем на 12% по сравнению с 1 июля 2009 г.).

Предлагаю в ходе нашего сегодняшнего заседания поделиться тем положительным опытом, который накоплен в наших регионах, для того, чтобы и другие могли его использовать.
Но вместе с тем, считаю, что сегодня более важно сконцентрировать усилия на выработке мер по обеспечению динамичного развития наших территорий в посткризисное время. Так, по оценкам экономистов, промышленное производство в Свердловской области может выйти на уровень 2008 года при складывающихся тенденциях только в 2013-2014 годах.

Но для нас это неприемлемо. Необходимы более быстрые темпы восстановления нашей промышленности.
Вместе с тем, мы не можем не признать, что одной из основных причин значительного замедления экономического развития наших регионов сегодня является неконкурентоспособность производимой продукции в масштабах мировой экономики и неэффективная, с точки зрения обеспечения конкурентоспособности, структура нашей экономики.

Мы живем в условиях глобальной конкуренции, когда неизбежно любое предприятие нашего региона вынуждено конкурировать с самыми лучшими мировыми образцами. Это объективная реальность.
При этом, к сожалению, очевидно, что ресурсов и мощности каждого в отдельности субъекта Федерации, входящего в ассоциацию, недостаточно, чтобы достойно ответить этому вызову. Необходимо объединить усилия для противостояния на глобальных рынках. Считаю, что для этого надо скоординировать и объединить наши усилия, обратив внимание на следующее.

Первое. Совместная проработка и определение «прорывных» направлений в наших субъектах, способных вывести нас на мировые рынки. К этому нас призывает и наш Президент Дмитрий Анатольевич Медведев.
Второе. Создание нового эффективного механизма объединения и концентрации финансовых и инвестиционных ресурсов.

Третье. Усиление межрегионального сотрудничества, консолидация усилий по созданию и продвижению на внутреннем и внешнем рынках высококонкурентной продукции.
Естественно, что в решении этих вопросов роль ассоциации возрастает: и в развитии межрегионального сотрудничества, и в согласовании наших действий, координации усилий на развитие внутреннего рынка, обобщении и «тиражировании» накопленного в регионах опыта.

Какие практические шаги могли бы быть сделаны сегодня?

Во-первых, разработка совместной программы развития межрегиональной производственной кооперации.
В Свердловской области принята и реализуется программа развития внутриобластной производственной кооперации Свердловской области на период до 2020 года.
 
Развитие кооперационных связей, увеличение внутреннего спроса на продукцию позволит загрузить производственные мощности предприятий и сохранить трудовые коллективы. Считаю, что аналогичная программа может быть разработана и в масштабах «Большого Урала».

При этом нам необходимо принять меры по устранению ненужной конкуренции между нашими субъектами. Вот яркий пример – выпуск тракторов, грузовых автомобилей, дорожно-строительной техники, производство мотоциклов. Сегодня выпуском тракторной техники в Уральском регионе занимаются предприятия и в Свердловской (ОАО НПК «Уралвагонзавод»), и в Челябинской (ООО «Челябинский тракторный завод», ОАО «Уральский машиностроительный завод»), и в Курганской областях (ОАО «Курганский машиностроительный завод»). Мотоциклы производят  ООО «Ижмото» в Удмуртской республике и ООО «Ирбитский мотоциклетный завод» в Свердловской области. Все они очень серьезно пострадали в кризис и будут долго выходить из него. Убежден, что совместными усилиями мы могли бы помочь им сделать это гораздо быстрее. Разработка общей маркетинговой и информационной политики, формирование комплекса совместных действий по продвижению продукции предприятий регионов «Большого Урала»  позволят ускорить восстановление промышленных комплексов наших регионов, создадут предпосылки для устойчивого развития в будущем.

Во-вторых, создание межрегиональных кластеров по приоритетным направлениям.
 
Например, кластера по наноструктурной конструкционной и функциональной керамике.
В Уральском регионе данные направления имеют научный и технологический задел, превосходящий мировой уровень, и позволяющий приступить к промышленному производству.

В развитии этого направления могут принять участие все субъекты Большого Урала. Задача облегчается тем, что основные технологические переделы по производству конструкционной керамики хорошо отработаны в мировой практике. Уральское ноу-хау заключается в получении наноструктурной керамики, что обеспечивает увеличение эксплуатационных свойств более чем в полтора – два раза. Только для обеспечения потребностей России в керамическом инструменте требуются производства, равные мощности 10 таких предприятий, как Кировградский завод твердых сплавов, а он в России единственный.
В-третьих, разработка совместной программы развития сельских территорий.
 
Сегодня ситуация по импортозамещению в сельском хозяйстве складывается весьма благоприятно. Освободившийся от импорта рынок оценивается в 36 миллиардов долларов США. Необходимо объединить свои усилия по насыщению потребительского рынка продуктами отечественного производства.
Кроме того, стимулирование развития сельского хозяйства способствует содействию занятости сельского населения. Мы в Свердловской области организовали закуп сельскохозяйственной продукции у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Благодаря проводимым мероприятиям в 2008 году доходы владельцев домохозяйств в сельской местности на одного члена домохозяйства выросли в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом.

Есть предложение, с учетом полученных результатов, разработать межрегиональные программы развития села на «пограничных» территориях.
 
В-четвертых, развитие въездного и внутреннего туризма. На мой взгляд, это важнейшее направление в диверсификации экономик наших территорий. Это новые рабочие места, восстановление памятников культуры, цивилизованное освоение красивейших мест Уральского края.

Здесь большая роль принадлежит, в первую очередь, энтузиастам и руководителям муниципальных образований. Вот хороший пример: недавно в селе Чусовое собрались руководители Шалинского городского округа Свердловской области и Лысьвинского района Пермского края. Договорились координировать усилия по созданию на месте горнозаводских пристаней на реке Чусовой: Кын в Пермском крае, Старая Шайтанка (с. Чусовое) и Усть-Утка в Свердловской области - туристских объектов первой очереди проекта «Чусовая России».

Мы с Чиркуновым Олегом Анатольевичем, я думаю, обязательно поддержим этот проект.
Большую работу по совместным туристическим проектам ведут Башкортостан и Челябинская область.
2 октября в Тюмени состоится заседание координационного совета межрегиональной ассоциации «Большой Урал» по туризму, где будут рассмотрены вопросы координации деятельности областей и республик Уральского региона по подготовке новых туристических маршрутов. Даже политическая поддержка таких вопросов власти будет способствовать привлечению денег частного бизнеса в создание туристической инфраструктуры.

Также считаю важным развитие внутрирегиональной инфраструктуры. Транспортная инфраструктура – еще одно конкурентное преимущество наших регионов. Объективно мы выполняем роль географического моста между Европой и Азией. Поэтому «Большой Урал» всегда был и будет зоной развития транзитных (межрегиональных) коммуникаций. Сегодня наш транспортный потенциал достаточно велик: у нас представлены практически все виды транспорта, есть развитая сеть железных и автомобильных дорог, аэропортов. Наличие крупных городских промышленно-производственных агломераций вокруг Екатеринбурга, Перми, Челябинска создает очень хорошие перспективы для формирования целостной системы транспортно-логистических узлов и центров мультимодальных перевозок.
Считаю также, что назрел вопрос о восстановлении воздушного сообщения между столицами наших регионов.

Я назвал только несколько возможных направлений. Думаю, что каждый из вас может предложить ещё много других направлений совместной деятельности.

Считаю, что нам надо поручить исполнительному комитету ассоциации работу по изучению наших Стратегий-2020, подготовке предложений по их увязке и отбору таких проектов. А для их реализации мы могли бы создать межрегиональные институты развития инвестиционной направленности: корпорация развития; инвестиционный и венчурный фонды; бизнес-альянсы, направленные на создание новых технологий, совместные инжиниринговые центры.

В заключение хочу сказать, что регион «Большой Урал» исторически является одной из опорных точек развития российской экономики. Каждый субъект «Большого Урала» является лидером в той или иной отрасли промышленности, а вместе - это целостный регион с возможностью реализации совместных проектов, привлечения инвестиций на уровне территории, обмена опытом и технологиями.
Благодарю за внимание!

Доклад информационному агенству «0-50.ru» предоставлен  Департаментом информационной политики губернатора Свердловской области

22.09.2009 15:10