Эдуард Россель: Проверки – лекарство от коррупции
Эдуард Россель 29 сентября провёл очередное заседание Совета при губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции,- сообщили «0-50.ru» в Департаменте информационной политики губернатора Свердловской области.
В повестке заседания Совета было три вопроса: «О результатах проверок выполнения мероприятий по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти Свердловской области», «О соблюдении муниципальными служащими установленных законом обязанностей, ограничений и запретов» и «О состоянии работы по представлениям, предостережениям и частным определениям, выносимым органами прокуратуры, судами и следователями по результатам проведённых проверок, а также расследования и рассмотрения уголовных дел».
С докладом по первому вопросу выступил директор департамента административных органов губернатора Свердловской области Александр Кудрявцев. Он проинформировал участников заседания о том, что сотрудниками его подразделения в течение второго квартала текущего года проведены выездные проверки выполнения мероприятий, предусмотренных Планом противодействия коррупции в Свердловской области на 2008-2009 годы.
Как показали их результаты, в целом деятельность исполнительных органов государственной власти Свердловской области по выполнению мероприятий, направленных на профилактику и противодействие коррупции, строится в соответствии с единой государственной антикоррупционной политикой.
Вместе с тем, отметил докладчик, в этой работе выявлены отдельные недостатки и просчёты.
Ведомственные планы противодействия коррупции приняты во всех государственных органах Свердловской области. Однако в ряде ведомств отсутствует конкретизация сроков реализации мероприятий, требуется внести изменения и дополнения, предусматривающие проведение анализа положений о министерствах (ведомствах) с целью оптимизации имеющихся полномочий, выявления и исключения дублирующих и избыточных функций, организации соответствующего мониторинга.
Проверки – не самоцель, подчеркнул Александр Кудрявцев. В ходе них были даны рекомендации о необходимости внесения в ведомственные планы и правовые акты, принимаемые для их реализации, дополнений и изменений в связи с принятием распоряжения губернатора Свердловской области от 03.04.2009 г. № 36-РГ «Об утверждении Положения об уведомлении губернатора Свердловской области о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений лица, замещающего государственную должность Свердловской области, или государственного гражданского служащего Свердловской области».
В иных ведомствах, отметил докладчик, комиссии созданы, но их работа не всегда эффективна. В ряде исполнительных органов Среднего Урала, скажем, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов действуют лишь на бумаге. Хотя во время проверок, заметил он, выявлены факты неполного отражения сведений за 2008 год о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Проверки, считает Александр Кудрявцев, показали: требуется повысить активность в разработке административных регламентов оказания государственных услуг и исполнения государственных функций.
Как известно, распоряжением правительства Свердловской области от 27.05.2009г. № 507-РП утверждён перечень из 29 регламентов в текущем году. Однако за истекший период утверждено лишь 4 таких документа. В ряде органов до настоящего времени отсутствует и утверждённый правовым актом порядок проведения мониторингов.
Характеризуя результаты проверок эффективности использования имущественного комплекса, докладчик положительно оценил организацию этой работы в областных министерствах общего и профессионального образования, здравоохранения, социальной защиты населения и по управлению государственным имуществом.
За истекший период было проведено 157 проверок соблюдения порядка организации конкурсов и аукционов, ведения лицензионно-разрешительной деятельности. По всем выявленным нарушениям приняты меры административного воздействия.
На заседании отмечалось, что ротация государственных гражданских служащих теперь осуществляется, как правило, через кадровый резерв. В совершенствовании, по мнению А.Кудрявцева, нуждается организация на местах антикоррупционной пропаганды, взаимодействия со средствами массовой информации, работа «телефона доверия».
По второму вопросу доклад сделал исполняющий обязанности прокурора Свердловской области Владимир Векшин.
В течение мая-июня 2009 года прокуратурой Свердловской области, сказал он, проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе при поступлении граждан на службу в органы местного самоуправления, её прохождении и прекращении, а также соблюдение муниципальными служащими установленных законом обязанностей, ограничений и запретов.
Установлены наиболее распространенные нарушения законодательства о муниципальной службе. Среди них докладчик назвал: несоответствие граждан, замещающих должности муниципальной службы, установленным квалификационным требованиям, а также предоставление служащими неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Владимир Векшин привлёк внимание участников заседания к тому, что отсутствие системной и чётко отработанной политики органов местного самоуправления по профилактике нарушений условий прохождения должностными лицами муниципальной службы обуславливает реальную угрозу нарушения не только квалификационных требований закона к замещению таких должностей, но и допущение служащими более серьёзных нарушений закона, связанных с несоблюдением ими установленных законом запретов и ограничений.
Выявились, отметил докладчик, и факты нахождения на муниципальной службе близких родственников при непосредственной подчинённости или подконтрольности одного из них другому.
В целях предупреждения нарушений законодательства о муниципальной службе и недопущения подобных фактов в будущем Владимир Векшин рекомендовал главам муниципальных образований в Свердловской области: строго соблюдать требования законодательства при приёме граждан на муниципальную службу; привести в соответствие с законодательством муниципальных правовых актов, содержащих квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы; организовать контроль и системную работу по проверке достоверности персональных данных и иных сведений поступающих на муниципальную службу, информацию о их доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера, а также соблюдения ими ограничений, связанных с муниципальной службой.
По третьему вопросу доклад сделал руководитель Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Свердловской области Игорь Слабунов. Докладчик подробно ознакомил участников заседания с обобщённой информацией о состоянии работы на Среднем Урале по представлениям, выносимым следователями их управления по результатам расследования уголовных дел.
Их информация о нарушениях законодательства о государственной гражданской службе, сообщил он, направлена территориальным прокурорам в муниципальных образованиях Свердловской области. По всем фактам нарушений приняты меры реагирования.
В частности, руководству области переданы материалы о ненадлежащей организации работы по размещению государственных заказов и реализации государственных контрактов.
Наиболее характерными нарушениями антикоррупционного законодательства, выявляемыми следственными органами в ходе расследования уголовных дел коррупционной направленности, считает Игорь Слабунов, являются низкий уровень профилактической и воспитательной работы, отсутствие надлежащего контроля со стороны руководства за деятельностью подчинённых сотрудников, а также ненадлежащее соблюдение требований правовых норм представителем нанимателя.
Выявленные нарушения касались и сферы законодательства о государственной гражданской службе, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд, использования государственного имущества и бюджетных средств, вопросов применения земельного, жилищного законодательства, осуществления контрольных (надзорных) функций.
Как положительный результат совместных усилий, докладчик отметил, что все ранее внесённые представления рассмотрены, нарушений сроков их рассмотрения не допущено, ответы своевременно были направлены в органы предварительного следствия. Результатами рассмотрения представлений явилось проведение совещаний с обсуждением вопросов о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений, приведение в соответствие с требованиями законодательства нормативных правовых актов в случаях, когда об этом указано в представлениях.
С учётом задач, стоящих перед органами внутренних дел, Главным следственным управлением при ГУВД по Свердловской области в первом полугодии 2009 года осуществлён комплекс мер, направленных на совершенствование организации работы по профилактике коррупционных преступлений. В частности, в территориальные органы предварительного следствия регулярно направлялись информационные письма, указания и обзоры судебной и следственной практики. И практика эта будет продолжена, подчеркнул Игорь Слабунов.
В целях повышения эффективности рассмотрения уполномоченными органами вносимых представлений он предложил вернуться и к такой популярной в прошлом форме работы с провинившимся человеком, как проведение общего собрания трудового коллектива, на котором служащим государственных и муниципальных органов власти необходимо разъяснять негативные последствия совершения ими преступных действий.
Подводя итог состоявшемуся разговору, Эдуард Россель отметил, что за рассматриваемый период свердловчанами проведена значительная работа по противодействию коррупции, отметил конструктивизм предложений, высказанных участниками заседания.
После обсуждения информации руководителей территориальных представительств федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления, по каждому из рассмотренных вопросов было принято решение Совета при губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции.
Тэги: Эдуард Россель