В Свердловской области появится закон о государственном регулировании торговой деятельности
В Свердловской области должен появиться региональный закон о государственном регулировании торговой деятельности, а также Стратегия развития торговли на период до 2020 года, об этом 20 июня заявил губернатор Александр Мишарин в ходе заседания президиума областного правительства.
Участники заседания также обсудили вопросы повышения доступности предприятий торговли для всех жителей нашего региона, в том числе и живущих в удаленных населенных пунктах, усиления взаимодействия с сельхозпроизводителями, снижения цен на продукты питания и повышения качества обслуживания.
Одним из приоритетов реализации государственной политики в сфере регулирования торговой деятельности губернатор назвал социальную ориентированность. Он поручил профильным министрам сформировать перечень продовольственных товаров первой необходимости, которые должны продаваться по минимальной стоимости. Для малообеспеченных слоев населения доля рынка в таких товарах не должна составлять более 5-10 процентов.
В целом же, по словам Александра Мишарина, торговля всегда была индикатором развития экономики, а её уровень, объем товарооборота – характеристикой платежеспособности населения, уровня жизни людей.
В Свердловской области динамика торговли опережает среднероссийские показатели. Оборот розничной торговли за 2010 год - 646 миллиардов рублей, темп роста оборота - 110 процентов, что на 5,6 процента выше, чем в среднем по России.
По итогам минувшего года вклад потребительского рынка в консолидированный бюджет области составил 27 миллиардов рублей, это 22 процента валового регионального продукта.
Среди субъектов Российской Федерации потребительский рынок Свердловской области занимает 4 место по объему оборота оптовой и розничной торговли и 1 место в Уральском федеральном округе.
Численность работников торговли превышает 350 тысяч человек, что составляет 15 процентов экономически активного населения. В минувшем году открыто свыше 1000 магазинов общей торговой площадью 135 тысяч квадратных метров, создано 12 тысяч новых рабочих мест. Объем инвестиций в объекты сферы торговли и услуг превысил 12 миллиардов рублей.
На территории Свердловской области наблюдается достаточно высокий уровень конкуренции. Это, несомненно, позитивный фактор, повышающий доступность товаров и услуг для людей с разным уровнем доходов.
«Именно эти задачи – качественное торговое обслуживание всех жителей Свердловской области, независимо от места их жительства, уровня доходов, социального статуса, недопущение неконтролируемого роста цен, социально ориентированная ценовая политика – являются сегодня приоритетными для сферы торговли Свердловской области», - заявил Александр Мишарин.
Но здесь есть ряд существенных недоработок. Если в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Заречном, Каменске-Уральском оборот розничной торговли на душу населения в первом квартале 2011 года составлял от 86 тысяч рублей (Екатеринбург) до 24 тысяч (Каменск-Уральский), то в Камышлове, Ачите, Староуткинске 4-6 тысяч рублей. Причина тому – не только разрыв в доходах населения, но и в качестве торгового обслуживания, ассортименте товаров, количестве торговых площадей.
Особенно остро эта проблема стоит для сельских территорий. В среднем на каждую тысячу сельчан приходится 260 квадратных метров торговых площадей (разрыв с Екатеринбургом в 2,5 раза), а качество торговых заведений просто несопоставимо.
«Сегодня из 1840 сел и деревень Свердловской области 156 полностью лишены торгового обслуживания. И хотя по статистике большинство из них значится как находящиеся в «пешеходной доступности» от магазинов, 2 километра до ближайшей торговой точки – это очень много. А учитывая, что в таких деревнях живут, в основном, пожилые и одинокие люди - это просто недопустимо», - подчеркнул губернатор.
Еще одна важнейшая социальная задача – снижение темпа роста цен на продовольственные товары, стабилизация ситуации на продовольственном рынке.
В Свердловской области создана и действует межотраслевая координационная комиссия по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственного рынка.
В результате ее работы удалось сдержать рост цен, а по некоторым позициям добиться снижения. В мае 2011 года стоимость потребительской корзины снизилась на 1,2 процента.
Говоря о социально ориентированной ценовой политике, мы должны, прежде всего, защищать интересы тех жителей Свердловской области, чей уровень доходов ниже среднего.
Один из действенных механизмов этой работы – организация ярмарок и строительство сельскохозяйственных рынков.
С начала 2011 года на территории Свердловской области проведено более 500 ярмарок, в том числе 212 сельскохозяйственных. Объем продажи составил более 90 миллионов рублей.
Второе направление – разработать перечень продовольственных товаров первой необходимости, который должен продаваться по минимальной стоимости. Для малообеспеченных слоев населения доля рынка в таких товарах не должна составлять более 5-10 процентов. Это хлеб, творог, кефир, мясная продукция.
Губернатор поручил областным министерствам торговли и сельского хозяйства разработать такой перечень, внедрить его и строго контролировать ценовую планку в магазинах.
Хороший эффект дает «Социальная карта потребительского рынка».
Сегодня проект реализуется на территории 40 муниципальных образований, карты получили 35 тысяч жителей Свердловской области. В проекте участвуют свыше 820 организаций потребительского рынка.
Успешно реализуется в Свердловской области и акция «Выбирай наше – местное!».
Реализация комплекса мероприятий по поддержке местных производителей позволила увеличить их присутствие на потребительском рынке Свердловской области на 12 процентов.
«Таким образом, у нас уже есть ряд проектов, позволяющих противостоять неконтролируемому росту цен, вести социально-ориентированную ценовую политику.
Но всё же, такая работа носит характер ручного управления. Считаю, что нам необходим закон о государственном регулировании торговой деятельности в Свердловской области, а также Стратегия развития торговли на период до 2020 года», - заявил Александр Мишарин. - В этих документах необходимо уделить особое внимание преодолению существующих различий в обеспеченности торговыми организациями на территории области. И в мегаполисах, и в небольших городах, и в посёлках должно быть достаточное количество магазинов с широким ассортиментом продуктов питания и непродовольственных товаров».
Областной министр торговли, питания и услуг Дмитрий Ноженко доложил, что проект закона о торговле сейчас проходит согласования, разрабатывается и стратегия развития отрасли. Основные идеи этих документов будут представлены на выставке «ИННОПРОМ 2011». Что касается ближайших планов, то в 2011 году в отрасль будет вложено 11 миллиардов рублей, создано 9600 новых рабочих мест, строится 15 рынков. Самый крупный сельскохозяйственный рынок будет открыт 1 сентября в Екатеринбурге, на улице Громова, 145. Губернатор обещал обязательно побывать на открытии, посмотреть – кто, чем и почем торгует.
«Торговля Свердловской области занимает 40 процентов объема по Уральскому федеральному округу, 4 процента – по России. Это хороший результат», - заявил глава региона.
Участники заседания также обсудили вопросы повышения доступности предприятий торговли для всех жителей нашего региона, в том числе и живущих в удаленных населенных пунктах, усиления взаимодействия с сельхозпроизводителями, снижения цен на продукты питания и повышения качества обслуживания.
Одним из приоритетов реализации государственной политики в сфере регулирования торговой деятельности губернатор назвал социальную ориентированность. Он поручил профильным министрам сформировать перечень продовольственных товаров первой необходимости, которые должны продаваться по минимальной стоимости. Для малообеспеченных слоев населения доля рынка в таких товарах не должна составлять более 5-10 процентов.
В целом же, по словам Александра Мишарина, торговля всегда была индикатором развития экономики, а её уровень, объем товарооборота – характеристикой платежеспособности населения, уровня жизни людей.
В Свердловской области динамика торговли опережает среднероссийские показатели. Оборот розничной торговли за 2010 год - 646 миллиардов рублей, темп роста оборота - 110 процентов, что на 5,6 процента выше, чем в среднем по России.
По итогам минувшего года вклад потребительского рынка в консолидированный бюджет области составил 27 миллиардов рублей, это 22 процента валового регионального продукта.
Среди субъектов Российской Федерации потребительский рынок Свердловской области занимает 4 место по объему оборота оптовой и розничной торговли и 1 место в Уральском федеральном округе.
Численность работников торговли превышает 350 тысяч человек, что составляет 15 процентов экономически активного населения. В минувшем году открыто свыше 1000 магазинов общей торговой площадью 135 тысяч квадратных метров, создано 12 тысяч новых рабочих мест. Объем инвестиций в объекты сферы торговли и услуг превысил 12 миллиардов рублей.
На территории Свердловской области наблюдается достаточно высокий уровень конкуренции. Это, несомненно, позитивный фактор, повышающий доступность товаров и услуг для людей с разным уровнем доходов.
«Именно эти задачи – качественное торговое обслуживание всех жителей Свердловской области, независимо от места их жительства, уровня доходов, социального статуса, недопущение неконтролируемого роста цен, социально ориентированная ценовая политика – являются сегодня приоритетными для сферы торговли Свердловской области», - заявил Александр Мишарин.
Но здесь есть ряд существенных недоработок. Если в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Заречном, Каменске-Уральском оборот розничной торговли на душу населения в первом квартале 2011 года составлял от 86 тысяч рублей (Екатеринбург) до 24 тысяч (Каменск-Уральский), то в Камышлове, Ачите, Староуткинске 4-6 тысяч рублей. Причина тому – не только разрыв в доходах населения, но и в качестве торгового обслуживания, ассортименте товаров, количестве торговых площадей.
Особенно остро эта проблема стоит для сельских территорий. В среднем на каждую тысячу сельчан приходится 260 квадратных метров торговых площадей (разрыв с Екатеринбургом в 2,5 раза), а качество торговых заведений просто несопоставимо.
«Сегодня из 1840 сел и деревень Свердловской области 156 полностью лишены торгового обслуживания. И хотя по статистике большинство из них значится как находящиеся в «пешеходной доступности» от магазинов, 2 километра до ближайшей торговой точки – это очень много. А учитывая, что в таких деревнях живут, в основном, пожилые и одинокие люди - это просто недопустимо», - подчеркнул губернатор.
Еще одна важнейшая социальная задача – снижение темпа роста цен на продовольственные товары, стабилизация ситуации на продовольственном рынке.
В Свердловской области создана и действует межотраслевая координационная комиссия по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственного рынка.
В результате ее работы удалось сдержать рост цен, а по некоторым позициям добиться снижения. В мае 2011 года стоимость потребительской корзины снизилась на 1,2 процента.
Говоря о социально ориентированной ценовой политике, мы должны, прежде всего, защищать интересы тех жителей Свердловской области, чей уровень доходов ниже среднего.
Один из действенных механизмов этой работы – организация ярмарок и строительство сельскохозяйственных рынков.
С начала 2011 года на территории Свердловской области проведено более 500 ярмарок, в том числе 212 сельскохозяйственных. Объем продажи составил более 90 миллионов рублей.
Второе направление – разработать перечень продовольственных товаров первой необходимости, который должен продаваться по минимальной стоимости. Для малообеспеченных слоев населения доля рынка в таких товарах не должна составлять более 5-10 процентов. Это хлеб, творог, кефир, мясная продукция.
Губернатор поручил областным министерствам торговли и сельского хозяйства разработать такой перечень, внедрить его и строго контролировать ценовую планку в магазинах.
Хороший эффект дает «Социальная карта потребительского рынка».
Сегодня проект реализуется на территории 40 муниципальных образований, карты получили 35 тысяч жителей Свердловской области. В проекте участвуют свыше 820 организаций потребительского рынка.
Успешно реализуется в Свердловской области и акция «Выбирай наше – местное!».
Реализация комплекса мероприятий по поддержке местных производителей позволила увеличить их присутствие на потребительском рынке Свердловской области на 12 процентов.
«Таким образом, у нас уже есть ряд проектов, позволяющих противостоять неконтролируемому росту цен, вести социально-ориентированную ценовую политику.
Но всё же, такая работа носит характер ручного управления. Считаю, что нам необходим закон о государственном регулировании торговой деятельности в Свердловской области, а также Стратегия развития торговли на период до 2020 года», - заявил Александр Мишарин. - В этих документах необходимо уделить особое внимание преодолению существующих различий в обеспеченности торговыми организациями на территории области. И в мегаполисах, и в небольших городах, и в посёлках должно быть достаточное количество магазинов с широким ассортиментом продуктов питания и непродовольственных товаров».
Областной министр торговли, питания и услуг Дмитрий Ноженко доложил, что проект закона о торговле сейчас проходит согласования, разрабатывается и стратегия развития отрасли. Основные идеи этих документов будут представлены на выставке «ИННОПРОМ 2011». Что касается ближайших планов, то в 2011 году в отрасль будет вложено 11 миллиардов рублей, создано 9600 новых рабочих мест, строится 15 рынков. Самый крупный сельскохозяйственный рынок будет открыт 1 сентября в Екатеринбурге, на улице Громова, 145. Губернатор обещал обязательно побывать на открытии, посмотреть – кто, чем и почем торгует.
«Торговля Свердловской области занимает 40 процентов объема по Уральскому федеральному округу, 4 процента – по России. Это хороший результат», - заявил глава региона.
Тэги: Александр Мишарин, Свердловская область, правительство Свердловской области
20.06.2011 18:10