Доктор Вон Хардести: ВСПОМИНАЯ СОТРУДНИЧЕСТВО ВОЕННЫХ ЛЕТ
14 мая 2010 года в учебном корпусе Гуманитарного университета по адресу ул. Железнодорожников, 3 гостем преподавателей и студентов факультета регионоведов-переводчиков стал известный американский историк авиации и космонавтики, сотрудник Смитсоновского института и Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне доктор Вон Хардести. В организации приезда доктора Хардести в Екатеринбург большую роль сыграла инициатива Генерального консульства США в Екатеринбурге и Военно-исторического клуба Гуманитарного университета под руководством В.Б. Белолугова.
Визит доктора Хардести на Урал пришелся на дни празднования в России 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, и поэтому вполне закономерно, что главными темами военно-исторических лекций, прочитанных американским ученым в Екатеринбурге, стал исторический вклад СССР и США в победу над нацизмом, беспрецедентная история сотрудничества наших государств в трудные годы войны. Лекция Вона Хардести в Гуманитарном университете на тему «Сотрудничество СССР и США в годы Второй мировой войны» собрала не только студентов и преподавателей факультета регионоведов-переводчиков, но и членов Военно-исторического клуба, представителей ветеранской общественности Екатеринбурга, научных сотрудников Института истории и археологии УрО РАН.
Представляя гостя, заведующий кафедрой регионоведения К.И. Зубков подчеркнул, что в дни празднования 65-летней годовщины Великой Победы для нас важно помнить уроки войны и использовать их для строительства мирного будущего на нашей планете. История сотрудничества СССР и США в годы войны, часто предававшаяся забвению в годы «холодной войны», сегодня становится вдохновляющим моральным примером для политических лидеров двух стран, призывом к их мудрости и чувству ответственности за судьбы мира.
Вон Хардести посвятил свою лекцию, постепенно переросшую в живую дискуссию, проблеме ленд-лиза – оказанной американским народом военно-экономической помощи сражающемуся Советскому Союзу. Ученый специально остановился на личной роли президента США Ф.Д. Рузвельта и его помощника по ленд-лизу Э. Стеттиниуса в организации военно-экономического помощи СССР в его борьбе против нацистской военной машины. Среди начальных трудностей организации ленд-лиза Вон Хардести выделил, прежде всего, политические, связанные с традиционной для Америки политикой изоляционизма, нежеланием значительной части американского общества разделять тяготы вступления в войну против держав «оси». После вступления США в войну в декабре 1941 г. главные проблемы, по мнению американского ученого, переместились в техническую плоскость. Для Америки не представляло большой трудности перевести многие свои заводы на военные рельсы – гораздо труднее с технической точки зрения было организовать надежные маршруты доставки военной помощи в Великобританию и Советский Союз в условиях, когда германские подводные лодки и самолеты люфтваффе имели возможности наносить смертельные удары по судам Объединенных Наций. Воспользовавшись изображением аутентичной карты мира военного времени, Вон Хардести вкратце охарактеризовал каждый из трех маршрутов доставки военной помощи США в Советский Союз – конвоями через Северную Атлантику, через занятую советскими и английскими войсками территорию Ирана и морскими и воздушными путями через Дальний Восток. По мнению американского ученого, последний маршрут играл особую роль в контактах США и СССР: здесь с сентября 1942 г. действовала авиатрасса АЛСИБ, по которой в нашу страну с авиазаводов в Грейт-Фоллс (шт. Монтана) через Аляску и Сибирь было перегнано в общей сложности около 8 тысяч американских военных самолетов. В районе аэропорта Кольцово в Свердловске действовал учебный аэродром, где советские летчики осваивали незнакомую им доселе американскую технику – самолеты-истребители Р-39 «Аэрокобра».
Лекция Вона Хардести и последовавшее за ней обсуждение проходили в атмосфере взаимопонимания и доброжелательности, которую трудно было бы представить еще два десятка лет назад, когда речь заходила об идеологически острой теме ленд-лиза. Американский ученый выразил дань признательности советскому народу, понесшему гигантские жертвы и сыгравшему главную роль в военной борьбе с нацизмом. Российские же участники дискуссии, в свою очередь, не ограничились упоминанием ходячей цифры – 4% от советского военного производства, которой у нас в прошлом неизменно характеризовали ленд-лиз, невольно умаляя значение этой помощи. Ряд участников дискуссии поделились воспоминаниями о поставках по ленд-лизу, которые доходили и до военного Свердловска. Это были не только военная техника, боеприпасы, тысячи километров колючей проволоки, машины и станки, но также и одежда, обувь, продовольствие. Разговор коснулся американских автомобилей «Додж» и «Студебекер», во многом благодаря которым удалось поставить Красную Армию на колеса в период решающих наступательных операций 1944–1945 гг. Образцовая и надежная автомобильная техника из США составила одну пятую всего автомобильного парка советских вооруженных сил. Участники дискуссии вспомнили и некоторые пропагандистские штампы, которые в годы «холодные войны» неизменно сопровождали дискуссии историков по поводу ленд-лиза по обе стороны океана и которые сегодня могут восприниматься лишь с иронией.
С большим интересом, неравнодушно воспринимали дискуссию студенты. Ими американскому гостю было задано немало вопросов. По лицам ребят было заметно, что эта лекция, приоткрывая для них еще одну страницу героической истории военных лет, вызвала живые эмоции, а ее материал впрямую обращен к будущим аспектам конструктивного сотрудничества России и США, на которое мы все надеемся.
В заключение Вон Хардести выразил надежду еще раз побывать в Екатеринбурге, поскольку в беседах с российскими коллегами он также открыл для себя ряд научных вопросов, которые требуют своего решения, – в частности, о пребывании в Свердловске в годы войны ряда американских официальных лиц. Американскому гостю в подарок были преподнесены сборники материалов проведенных в Екатеринбурге в последние годы областных научных конференций, посвященных Великой Отечественной войне. Эти книги, как отметил гость, пополнят фонды Смитсоновского института и откроют для многих американцев ранее неизвестный для них Урал.
Визит доктора Хардести на Урал пришелся на дни празднования в России 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, и поэтому вполне закономерно, что главными темами военно-исторических лекций, прочитанных американским ученым в Екатеринбурге, стал исторический вклад СССР и США в победу над нацизмом, беспрецедентная история сотрудничества наших государств в трудные годы войны. Лекция Вона Хардести в Гуманитарном университете на тему «Сотрудничество СССР и США в годы Второй мировой войны» собрала не только студентов и преподавателей факультета регионоведов-переводчиков, но и членов Военно-исторического клуба, представителей ветеранской общественности Екатеринбурга, научных сотрудников Института истории и археологии УрО РАН.
Представляя гостя, заведующий кафедрой регионоведения К.И. Зубков подчеркнул, что в дни празднования 65-летней годовщины Великой Победы для нас важно помнить уроки войны и использовать их для строительства мирного будущего на нашей планете. История сотрудничества СССР и США в годы войны, часто предававшаяся забвению в годы «холодной войны», сегодня становится вдохновляющим моральным примером для политических лидеров двух стран, призывом к их мудрости и чувству ответственности за судьбы мира.
Вон Хардести посвятил свою лекцию, постепенно переросшую в живую дискуссию, проблеме ленд-лиза – оказанной американским народом военно-экономической помощи сражающемуся Советскому Союзу. Ученый специально остановился на личной роли президента США Ф.Д. Рузвельта и его помощника по ленд-лизу Э. Стеттиниуса в организации военно-экономического помощи СССР в его борьбе против нацистской военной машины. Среди начальных трудностей организации ленд-лиза Вон Хардести выделил, прежде всего, политические, связанные с традиционной для Америки политикой изоляционизма, нежеланием значительной части американского общества разделять тяготы вступления в войну против держав «оси». После вступления США в войну в декабре 1941 г. главные проблемы, по мнению американского ученого, переместились в техническую плоскость. Для Америки не представляло большой трудности перевести многие свои заводы на военные рельсы – гораздо труднее с технической точки зрения было организовать надежные маршруты доставки военной помощи в Великобританию и Советский Союз в условиях, когда германские подводные лодки и самолеты люфтваффе имели возможности наносить смертельные удары по судам Объединенных Наций. Воспользовавшись изображением аутентичной карты мира военного времени, Вон Хардести вкратце охарактеризовал каждый из трех маршрутов доставки военной помощи США в Советский Союз – конвоями через Северную Атлантику, через занятую советскими и английскими войсками территорию Ирана и морскими и воздушными путями через Дальний Восток. По мнению американского ученого, последний маршрут играл особую роль в контактах США и СССР: здесь с сентября 1942 г. действовала авиатрасса АЛСИБ, по которой в нашу страну с авиазаводов в Грейт-Фоллс (шт. Монтана) через Аляску и Сибирь было перегнано в общей сложности около 8 тысяч американских военных самолетов. В районе аэропорта Кольцово в Свердловске действовал учебный аэродром, где советские летчики осваивали незнакомую им доселе американскую технику – самолеты-истребители Р-39 «Аэрокобра».
Лекция Вона Хардести и последовавшее за ней обсуждение проходили в атмосфере взаимопонимания и доброжелательности, которую трудно было бы представить еще два десятка лет назад, когда речь заходила об идеологически острой теме ленд-лиза. Американский ученый выразил дань признательности советскому народу, понесшему гигантские жертвы и сыгравшему главную роль в военной борьбе с нацизмом. Российские же участники дискуссии, в свою очередь, не ограничились упоминанием ходячей цифры – 4% от советского военного производства, которой у нас в прошлом неизменно характеризовали ленд-лиз, невольно умаляя значение этой помощи. Ряд участников дискуссии поделились воспоминаниями о поставках по ленд-лизу, которые доходили и до военного Свердловска. Это были не только военная техника, боеприпасы, тысячи километров колючей проволоки, машины и станки, но также и одежда, обувь, продовольствие. Разговор коснулся американских автомобилей «Додж» и «Студебекер», во многом благодаря которым удалось поставить Красную Армию на колеса в период решающих наступательных операций 1944–1945 гг. Образцовая и надежная автомобильная техника из США составила одну пятую всего автомобильного парка советских вооруженных сил. Участники дискуссии вспомнили и некоторые пропагандистские штампы, которые в годы «холодные войны» неизменно сопровождали дискуссии историков по поводу ленд-лиза по обе стороны океана и которые сегодня могут восприниматься лишь с иронией.
С большим интересом, неравнодушно воспринимали дискуссию студенты. Ими американскому гостю было задано немало вопросов. По лицам ребят было заметно, что эта лекция, приоткрывая для них еще одну страницу героической истории военных лет, вызвала живые эмоции, а ее материал впрямую обращен к будущим аспектам конструктивного сотрудничества России и США, на которое мы все надеемся.
В заключение Вон Хардести выразил надежду еще раз побывать в Екатеринбурге, поскольку в беседах с российскими коллегами он также открыл для себя ряд научных вопросов, которые требуют своего решения, – в частности, о пребывании в Свердловске в годы войны ряда американских официальных лиц. Американскому гостю в подарок были преподнесены сборники материалов проведенных в Екатеринбурге в последние годы областных научных конференций, посвященных Великой Отечественной войне. Эти книги, как отметил гость, пополнят фонды Смитсоновского института и откроют для многих американцев ранее неизвестный для них Урал.
Тэги: Гуманитарный университет
20.05.2010 10:52