Путешествие в Индию с Центром Йоги «Сат-Чит-Ананда»: Гималаи - храмы и священные места

Когда я  второй раз вернулся из Индии, очень давно, в 1995 г., один знакомый спросил меня: «С Гималаев?». Я не стал поправлять его, проще было сказать: «Да».
На самом деле в Гималаи я смог попасть только в четвертую или пятую поездку в Индию.
Вообще желание написать эту статью  возникло  потому, что стал замечать индивидуальное видение Индии каждым, кто туда попадает. Для кого-то это родной ашрам, для кого-то  -  пляж Гоа, для кого-то - подъем в Гималаи к труднодоступным храмам или восхождение к вершинам  гор, для кого-то - священная Ганга и омовение в ней.

Так что же такое Индия?

Ключевой характеристикой индийской культуры и жизни будет «Единство в Многообразии» (слова Свами Вивекананды) или -  еще вернее -  Многообразие в Единстве. Почему? Да потому, что в Индии представлено почти все: все религии (вишнуизм, шиваизм, шактизм, ислам, христианство, сикхизм, джайним, буддизм…), кроме некоторых узконациональных, таких как синтоизм или даосизм с конфуцианством; огромное количество языков и наречий : в каждом почти штате свой, кроме государственных хинди и английского; почти все виды географического пространства: реки, океан, горы, леса (даже джунгли можно найти), плодородные поля и безводные пустыни; также все виды культурной жизни: от мегаполисов населением в 15 – 25 млн. человек, до маленьких и очень традиционных деревенек или традиционных священных городов; самая разная степень приобщения к цивилизации: сверхсовременные смартофоны, планшеты, автомобили и традиционные повозки на быках, велорикши в традиционных городах и даже в столице – в Дели; самая разная степень богатства или владения денежными средствами – от миллионеров до просто нищих, при этом количество  как богатых людей, так и очень бедных сопоставимо с населением таких стран как Россия и в десятки или даже сотни раз превышает население таких суверенных стран, как Грузия, Литва, Норвегия, Греция…

Для тех, кто приезжает в Индию в первый раз, некоторым шоком оказывается обилие людей в крупных городах-мегаполисах, таких как Дели, Бомбей (ныне Мумбай), Мадрас (ныне Ченнай), огромное количество магазинов, просто лавок, кафешек, ресторанчиков и  закусочных на улице (индийцы очень любят покушать!); еда часто готовится прямо на улице, вряд ли там слышали про санэпидемстанцию, запреты и согласования, но и болезней и эпидемий при этом нет, что интересно! Частично это объясняется страстью индусов к чистоте, в том числе ритуальной.
При этом в Индии можно при желании найти и очень уединенные места  - в Гималаях, в лесах.

Так что же объединяет все это многообразие? На мой взгляд -  древняя культура, традиции поиска Бога, огромное количество святых, ашрамы, в которых можно практиковать Йогу, учения своих Учителей и, самое главное, убежденность каждого индийца, вне зависимости от имущественного положения и верований, что он индиец, прежде всего, что Индия – одно целое.
Одна из существенных характеристик индийцев – это то, что они обычно пребывают в Радости и Удовлетворении, вне такой зависимости от внешних событий, которую можно заметить на Западе. Очень легко увидеть радостную улыбку, просто посмотрев на торговца на улице или моторикшу. И этим наши туристы или паломники в Индию часто заражаются таким настроением. Продавцы в магазинах неизбежно вежливы : кроме благодарности обязательно скажут: «Приходите еще»,  а  если вы  не собираетесь что-то  покупать, никто не огорчится тому, что  просто посмотрите,  вас даже призовут к этому, в Дели любой торговец знает фразу на русском языке: «Ты только посмотри!». Прожив какое-то время в Индии, замечаешь, что становится естественным улыбаться всем и всегда, радоваться жизни во всех ее проявлениях, но бывает тяжело после этого возвращаться на родину, заходить в магазины, вернувшись в свою страну, общаться с людьми.

Попробую описать основные регионы и культурные ареалы Индии.

1.Большинство из наших граждан, побывавших в Индии -  отпускники, слетавшие по путевке или без нее в Гоа, прибрежный регион юго-западной Индии. С точки зрения традиционной, Гоа –  это вообще не Индия. Почему? Очень мало индусов, как впрочем, и других традиционных для Индии религий ,  таких,  как ислам или сикхизм, очень вольные нравы (даже в центральных городах Гоа можно встретить европейцев на мотоцикле в купальном наряде, легко купить спиртное, что почти невозможно во многих традиционных городах, даже есть казино (!), а названия некоторых винных магазинов звучат парадоксально и непривычно для Индии : «Дон Педро Вайн Шоп» - винный магазин Дона Педро  (сильно наследили португальцы!). Но как место для пляжного отдыха, особенно с детьми, Гоа, действительно, одно из самых лучших мест – мягкий песочек, большей частью спокойный океан и обычно очень пологий берег – спуск в море, можно идти метров 50-70 иногда, пока вода начнет подступать к горлу. Кроме просто отдыхающих, в Гоа можно встретить и хиппи или хиппиобразных граждан, их привлекает свободная жизнь , и таких очень много. Индийцы в Гоа скорее католики, чем индусы, по крайней мере, католиков больше, и торговцы легко переходят на русский язык,  иногда даже им проще ответить  на русском , чем на хинди.

2.Другие туристы, которые едут посмотреть Индию, посещают традиционные туристские места: Дели, Тадж Махал, Агра, Джайпур, что иногда называют золотым треугольником. Это очень красивые места, но с нынешней или традиционной духовной культурой они связаны мало.

3.Есть еще многочисленная группа приезжающих в Индию: паломники или посетители  ашрамов и священных мест. Их очень много и перечислить всех невозможно. Можно упомянуть только основные группы: кришнаиты едут во Вриндаван, Матхуру, Маяпур - в основном; ученики Саи Бабы едут в его ашрам в Путтапарти; ученики Аммы едут в Кералу, менее многочисленные группы едут в Ашрам Шивананды в Ришикеше, Ашрам Шри Ауробиндо в Пондичерри, Ашрам Калки под Ченнаем в Тамилнаду, Ашрам Раманы Махарши в Тируваннамалай в Тамилнаду и многие другие места. Невозможно перечислить всех учителей и все ашрамы в Индии. Огромное количество ашрамов в таких священных городах, как Хардвар, Ришикеш, Варанаси; иногда там даже целые улицы состоят из ашрамов.

4.Другая группа приезжающих в Индию – это практикующие хатха йогу. Такие искатели чаще всего приезжают в Ришикеш, там огромное количество центров йоги, самостоятельных и при ашрамах, иногда даже при гостиницах и здесь легко научиться  хатха-йоге и повысить свой уровень. Проводятся постоянные занятия, семинары и школы учителей йоги. В Ришикеше кроме того можно ощутить и осязаемую духовную атмосферу священной Ганги и ашрамов.

5. Есть еще некоторые искатели, которые приезжают в традиционные города, такие как Варанаси, Пури, Вриндаван, Харидвар, Амритасар для того, чтобы почувствовать традиционную, древнюю Индию. Нужно немного рассказать об этих городах. Варанаси – одно из древнейших мест паломничества в Индии, один из семи священных городов, где в священную Гангу вливаются Варуна и Аси (отсюда и название) и немного ранее, в Праяге,  в Гангу вливаются также священные Ямуна и Сарасвати (Сарасвати соединяется с Гангой под землей). Варанаси традиционно считается городом Шивы, но при этом там сотни храмов, конечно, не только Шивы, но и всех других божеств индуизма. Варанаси – один из священнейших городов Индии. Некоторые пожилые люди специально приезжают в Варанаси закончить свой жизненный путь; считается, что те, кто умер в Варанаси, больше не воплотятся в этом мире страданий,  что Шива позаботится о них, и они родятся в божественном мире. Вриндаван  в древних преданиях – место игр Кришны и  поэтому  он традиционно связан с Кришной. Это небольшой городок с обилием храмов (кроме храмов Кришны  можно встретить храмы Дурги, Ханумана и др.) и очень традиционной ,  почти деревенской атмосферой. Стоит он на берегах священной реки Ямуны. Пури – также традиционный город, один из семи священных городов Индии. В нем превалирует культ Джаганнатха, одного из аспектов Кришны. Конечно, в Пури много и других храмов, но храм Джаганнатха – своеобразная визитная карточка этого города. При этом в штате Орисса, где он  находится , довольно ортодоксальная атмосфера :  не индусам не разрешается заходить в храмы, хотя это не  мешает белым преданным Кришны приезжать в тот город и стремиться подойти поближе к храму. Амритасар – священный город не для индусов, а для сикхов, молодой относительно религии, родившейся на стыке индуизма и ислама. При этом они, в отличие от ортодоксальных индусов в Ориссе, рады всем и угощают прасадом (освященной пищей), всех, кто приходит к ним в храм. Можно, конечно, заметить, что в некоторых других отношениях сикхи даже более строги, чем индусы: в храм можно войти и нужно входить не только босиком, но и тщательно помыв ноги; голова, как у мужчин, так и у женщин должна быть покрыта платком (сами сикхи носят тюрбаны). Сикхи строги, бородаты, приветливы и дружелюбны; ортодоксальные сикхи, кроме бороды, тюрбана, железного кольца на руке, носят при себе кинжал или даже саблю.

6.Еще одно из направлений туризма в Индию – горно-паломнические поездки. В Индии, в Гималаях, есть труднодоступные храмы на высоте от 3.200 до 4.000 м, до  некоторых из них можно добраться только пешком, до многих -  долгая дорога по горной дороге - в джипе или автобусе. Обычно это одни из самых священных мест и храмов. Одно из излюбленных мест поездок нашего центра Йоги – это начало реки Ганги, Гомукх, высокогорный храм Шивы – Кедарнатх, и храм Вишну – Бадринатх. Для того чтобы идти к этим храмам, не нужно быть индусом, там рады всем, там нет сектанства. Конечно, при этом необходимо уважительно относиться к святыням и соблюдать принятые правила приличия в храмах и возле них. Когда идешь по горной дороге 15-20 км вверх, то очищаешься душой и телом, и когда подходишь к храму, ты уже чист, можно даже и не заходить, просто побыть в этой священной атмосфере Гималаев. К подобным местам еще можно отнести: долину Кулу, Дарджиллинг и Калимпонг в северной Бенгалии и их окрестности, Алмору и Майявати в средней индийской части Гималаев, Ладакх, храм Шивы в Амарнатхе в Кашмире и многое другое.

7.Самая малочисленная группа приезжающих в Индию – это альпинисты, совершающие восхождения на пики выше 6.000-7.000 м. Это особый мир, это подвиг, превосхождение себя. Но имеет ли это отношение к Индии? Наверное, минимальное. Альпинизм  везде почти одинаков. Индусы по этому поводу говорят, что для того, чтобы почувствовать величие гор, нет нужды восходить на вершину, достаточно просто подняться высоко.

8.Я попытался показать разницу восприятия Индии различных групп людей, приезжающих в Индию  через описание этих групп и мест, которые они посещают. Некоторые из этих групп частично пересекаются: многие из тех, кто идет к высокогорным храмам, потом еще почти обязательно едут в «родной» ашрам. Конечно, это не все группы приезжающих: кто-то едет лечиться (в Индии замечательная традиционная медицина - Аюрведа); кто-то - учиться; иные работают; кто-то навещает родных, иные просто приезжают за товаром  - и все они получают свою Индию. При этом почти каждый  приезжающий замечает особую радость и покой, которые как бы разлиты в Индии. В чем здесь причина? Древность цивилизации, старые религиозные и философские школы, постулаты уважения всего живого и всех мудрых учений, которые присутствуют во  всех школах - возможно , главные источники той радости и покоя, которые легко почувствовать в любом месте Индии.

Если кто-то захочет  совершить путешествие в Индию с нами, Центром Йоги «Сат-Чит-Ананда», это возможно дважды в год, зимой - Южная Индия, ашрамы и священные места; летом – Гималаи  с их храмами и священными местами. Ближайшая поездка – 11 июля.

Текст: Юрий Бутор. Центр Йоги «Сат-Чит-Ананда», www.so-ham.su, 8-908-920-65-99.     

Тэги: Индия, выставка, Центр Раджа Йоги, Сат-Чит-Ананда, йога, Бутор Юрий Андреевич, Раджа Йога, новости екатеринбурга, сат чит ананда, обучение йоге

07.06.2013 11:38