Свердловской железной дороге исполнилось 133 года

Днем рождения Уральской горнозаводской, а впоследствии – Свердловской железной дороги принято считать 14 октября (1 октября по старому стилю) 1878 года: в тот день открылось постоянное движение на участке Пермь - Камасино (Чусовская) – Нижний Тагил – Екатеринбург.

Уральский край по праву называют родиной железных дорог России. Еще в 1834 году в Нижнем Тагиле крепостными крестьянами Ефимом и Мироном Черепановыми был изобретен и построен первый паровоз – «пароходный дилижанс», и чугунная дорога для него. Изобретение Черепановых стало импульсом железнодорожного строительства в стране.

Уральская Горнозаводская дорога, соединившая Пермь и Екатеринбург, стала первой магистралью, построенной русскими инженерами и строителями на местности с горным рельефом. С началом ее эксплуатации число промышленных предприятий Урала и Сибири стало интенсивно расти.

Железнодорожная ветка Екатеринбург-Тюмень была построена в конце 1885 года, в январе 1888 года ее объединили с Горнозаводской дорогой в одну магистраль, получившую название Уральская железная дорога. Таким образом были соединены бассейны Камы и Оби.

В 1896 году было закончено строительство железнодорожной ветки от Екатеринбурга до Челябинска, соединившей Уральскую железную дорогу с Транссибирской магистралью. В конце 19 века дорога была проложена от Перми через Вятку до Котласа. Вначале 1900 года она стала именоваться Пермской, ее протяженность превысила 2100 верст.

В сентябре 1919 года к Пермской магистрали были присоединены Западно-Уральская, Богословская, Северо-Восточная Уральская и часть Омской. Протяженность дороги на 1 июня 1920 года составила 3891 версту. В 1919 году Народный комиссариат путей сообщения принял решение перевести управление Дороги из Перми в Екатеринбург.

За годы Гражданской войны железной дороге был причинен огромный ущерб: разрушено 226 мостов, 70 станционных зданий, выведен из строя подвижной состав. В 20-е годы 20-го столетия первоочередной задачей стало восстановление дороги.

Начиная с 30-х годов, железная дорога не раз была реорганизована. В 1934 году Пермская железная дорога разукрупнена на Пермскую и Южно-Уральскую. В 1936 году Пермская дорога переименована в железную дорогу им.Кагановича. В 1953 году Пермская и Свердловская дороги объединены в Свердловскую железную дорогу с управлением в Свердловске.
* * *
Свердловская железная дорога соединяет европейскую и азиатскую части России, Полярный круг и Северный Казахстан. Магистраль проходит через Нижний Тагил, Пермь, Екатеринбург, Сургут, Тюмень, обслуживает Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа.

Протяженность Свердловской железной дороги – 7152,2 км, развернутая длина - 13852,5 км. К СвЖД примыкает разветвленная сеть подъездных путей для промышленного транспорта, обслуживающих горно-рудную, каменноугольную, металлургическую, торфодобывающую, деревообрабатывающую промышленность, предприятия машиностроительной промышленности и производства строительных материалов.

На долю СвЖД приходится более 10% сетевых объемов погрузки, в том числе таких важнейших грузов, как нефть, цветные металлы, лесные и строительные грузы. По основным показателям СвЖД входит в первую тройку дорог России. Услугами магистрали пользуются более 12000 промышленных предприятий.

За 9 месяцев 2011 года на СвЖД погружено 92,7 млн тонн грузов, отправлено 27,8 млн пассажиров.

Объем централизованных закупок продукции, произведенной предприятиями субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляет свою деятельность Свердловская железная дорога, для нужд ОАО «РЖД» в 2011 году вырос до 20,03 млрд рублей без учета приобретения подвижного состава (за 9 месяцев 2010 года - 7,76 млрд рублей).

В 2011 году дорога перечислила в бюджеты всех уровней и государственные социальные фонды 9,1 млрд рублей.

Тэги: Екатеринбург, Свердловская железная дорога, новости екатеринбурга

15.10.2011 11:23