Как написать сценарий для своего видеоролика?

Необходимо заранее уточнить следующие данные фильма:

В сценарном плане и коммерческом предложении должны содержаться ответы на многие ваши вопросы, даже на те, которые вы не догадались задать. Иначе могут появиться опасные для бюджета фильма (или для его качества) прорехи. Обратите внимание на некоторые важные пункты.

- Описание целевой аудитории. Наиболее распространенные «подвиды» зрителей (специалистов в вашей области деятельности) отличаются друг от друга, как Том от Джерри. Например, коротко стриженные дилеры с золотыми цепями не поймут фильма, изготовленного для инвестора — лощеного представителя западных пенсионных фондов (помните, как Ли Якокка горько ябедничал, что дилеры зарабатывают больше, чем он, президент корпорации «Крайслер»?). Создать остро заточенное, полезное, захватывающее определенных зрителей произведение позволит лишь точный расчет маркетологами концепции фильма под конкретную целевую аудиторию.
- Формат производства: 95% хороших фильмов снимаются на цифровую камеру по многим взаимосвязанным причинам, среди которых распространенность формата и на ТВ и у видеопрофессионалов, хорошее качество цветопередачи оптикой и пленкой и т.п.
- Количество съемочных дней.
- Общее освещение больших помещений.
- Портретный свет для интервью.
- Количество монтажных смен.
- Формат монтажа: 80% удачных картин монтируется «в цифре», т.е. нелинейно — при высоком качестве обеспечиваются скорость и удобство внесения изменений, многослойная картинка, спецэффекты и т.п.
- Скалькулированные возможности компьютерной графики.
- Кастинг голосов дикторов (не дай Бог, у исполнителя единственный диктор — жена/муж продюсера с хорошим выговором всех английских звуков, а вот с русскими пока еще…).
- Драматургия.
- Музыкальная редактура и еще многое другое.
- А вот что не входит в сообщенный вам подход и в ваш бюджет:
- кастинг актеров, сами актеры, их одежда, макияж, прически;
- компьютерные примочки;
иноязычные версии;
- использование фото- и видеоархивов (ваших и сторонних);
- оплата прав на музыку и архивы;
- оцифровка для записи на CD-ROM или DVD и прочее.

В хорошем сценарии фильма продолжительностью 7–20 мин. описывается содержание примерно 50–150 кадров. В дополнение к нему могут прилагаться сценарии эпизодов компьютерной графики и сценарии сложных постановочных эпизодов.

Как из этих 3–30 страниц понять, что фактически будет представлять собой фильм? Очень просто. Запросите-ка к той демокассете, что вам показывали еще во время тендера, сценарии размещенных на ней фильмов. Последовательно просматривая текстовые документы и фильмы уже на экране, сравнивая описание видеоряда и его воплощение на пленке, вы сможете лучше и точнее представить себе, как умозрительное рассмотрение авторами специфики предприятия, его рыночных потребностей постепенно переходит в понимание и превращается в ваш будущий инструмент работы. Одновременно вы получите ответы на такие интересные вопросы, как «Хорошо ли налажено делопроизводство у исполнителя» и «Не погиб ли в вас «Сам себе режиссер»?

Если вы обнаружили в себе задатки режиссера и вам самому захочется использовать эти пары (сценарии–готовые фильмы) как пособие по кинопроизводству (ведь так хочется, и так просто!), бойтесь данайцев, кино приносящих. Им бы только вас к себе заманить, а уж там сплошные соблазны: широкоплечие операторы-осветители (для дам), сладкоголосые сирены-дикторши да фотомодели (для кавалеров). Так что — тьфу-тьфу. Общение только по e-mail!

Для составления сценарного плана фильма необходимы следующие сведения.

• Целевая аудитория (посетители выставок, клиенты/партнеры в офисе и др.).
• Желаемая продолжительность, мин.
• Местонахождение и количество объектов съемки (оборудование, процессы, задние планы и пр.);
• Количество рабочих мест, которые необходимо показать.
• Необходимы ли интервью с сотрудниками (количество человек), руководителями, специалистами, пользователями продукции/услуг (где будет проходить интервью), представителями власти (префектура, мэрия, другая администрация).
• Имеются ли объекты, требующие выезда в другие города (местоположение).
• Мидеакаталог изделий (количество, где будут демонстрироваться, необходимо ли присутствие моделей или актеров).
• Компьютерная графика (отметить необходимое):
– логотип компании (статический, динамический, трехмерный), титры, субтитры;
– карты (мира, России, Москвы) со схемой системы поставок, международных связей;
– разрезы изделий, показывающие их конструкцию, принцип работы;
– схемы конкретных производственных технологических процессов;
– примеры уникальных технологий;
– фантастические элементы продукции, подчеркивающие ее качество, надежность, эффективность.
• Надо ли выпускать иноязычные, сокращенную выставочную и другие версии.
• Есть ли необходимость в использовании фото-, видео­архива.
• Планируемый срок создания фильма (к выставке, юбилею и др.).
• Требования по голосу диктора, музыке, стилю, шумам

Распространено мнение, что сценарий — это всего лишь будущий дикторский текст, на-писанный одним человеком (сколько-сколько? За несколько страниц 500 долл.? Почему так дорого?!).

Однако концептуальный проект фильма включает не только и не столько текст озвучания (тексты дикторов и интервьюируемых), а главным образом обоснованную маркетинговую концепцию:

последовательность событий в соответствии с драматургией;
описание действий в их взаимосвязи;
яркие образы (здания и ландшафты, оборудование и люди, продукция и потребители. Основываясь на концепции фильма, обоснованно выделяют, что в каком кадре должно быть крупно, или быстро, или тяжело, или мокро, или общим планом);
постановочные (особо сложные) эпизоды, т.е. ситуации, в которых люди, предметы, фон и свет взаимодействуют только так, как нужно, а не так, как получится;
эпизоды, изображаемые средствами компьютерной графики (описываются более подробно ввиду повышенной стоимости за секунду и, соответственно, большей ответственности за эти части фильма).

Эпизод. Строительная компания, которая строит коттеджи, но планирует возводить коттеджные поселки, заказала фильм. В нем должен был фигурировать образец такого поселка.

— Где будем снимать поселок?
— Понимаете ли… У нас пока здесь, в Подмосковье, готового поселка нет. Но мы с партнерами построили его в Болгарии.
— Что ж, мы готовы поехать на съемки в Болгарию.
— А нельзя ли для экономии времени и средств поручить это нашим болгарским партнерам?

И вот в рамках кооперированного производства разрабатывается съемочный план, в котором обозначаются:

отдельные дома;
ракурсы поселка (издали, со всех сторон и изнутри на разные объекты);
ландшафты, «похожие» на Россию (в т.ч. виды из окон);
взрослые и дети, ведущие себя интернационально;
отсутствие в кадре номеров автомобилей и другой привязки к местности.
При монтаже фильма к этим красивым кадрам добавили съемку поселка в процессе строительства в Подмосковье. Получилась сквозная цельная идея: от чистого поля к будущей малой Родине. Звоните и заказывайте коттеджный поселок!

Примечания к сценарию.
Необходимо заранее уточнить следующие особенности фильма:


тембры голосов дикторов. Вам какой голос нужен? Бархатный, шелковый, сухой, как цемент, или просто мужской? Прокуренный, стервозный или все-таки женский;
дикторские интонации: агрессивно-рекламные, мягко-увещевательные, сухие информативные, еще какие-нибудь («…сами мы не местные, не подскажете, где тут можно «Ягуар» подешевле взять и чтобы «Visa» принимали?..»);
стиль и характер музыки: классическая, попсовая, джазовая, народная или просто подходящая по смыслу. Кто ее сочинит, кто исполнит, кто запишет и сколько за все это платить (единожды или всю жизнь за право показа фильма?);
производственные шумы. Они обычно записываются во время основных съемок, но часть изготавливается дополнительно в соответствии со сценарными ходами: куранты Спасской башни (знай наших!); лязганье гаечных ключей (наш сервис — всем сервисам сервис!); колокольный звон; звук всасываемого воздуха сможет символизировать работу вакуумной установки, изображенной средствами компьютерной графики); и т.п.;
компьютерная графика.

Эпизод. «Хотим фильм!» Заказчик — новый, большой, динамичный завод по производству отделочных материалов. Приезжаем.

– Бюджет?
– Большой!
– Что и как показывать?
– Все и красиво!
– Компьютерная графика?
– Обязательно!

Через 2 месяца идет приемка фильма. В кабинете заказчика случайно оказались трое его дилеров. Последние кадры фильма — и общие аплодисменты. Дилеры наперебой кричат: «Дайте нам фильм и право указать в конце свои телефоны, мы будем показывать его у себя по местному телевидению!», «И дайте нам побольше кассет с копиями для местных строителей!», «Дайте нам копии на CD-ROM для местных проектировщиков и архитекторов!», «И дайте нам трехчасовые кассеты, на которых фильм будет зациклен непрерывно, для показа в магазинах покупателям!». Компьютерная графика столь ярко, полно и наглядно отразила суть и пользу изделий заказчика, что позже на ее основе были изготовлены три рекламных ролика для телевидения.

Борис Васильев, Деловое видео, Москва 

Тэги: Борис Васильев, Деловое видео, менеджер по продажам


Просмотров: 20358