ОФД - что это

Кто такой оператор фискальных данных (ОФД)

Принцип работы оператора

В соответствии с положениями закона №54-ФЗ, ОФД обязан иметь в своём распоряжении оборудование и ПО, обеспечивающие бесперебойный приём фискальных данных от ККМ круглосуточно в режиме онлайн.

Затем, после обработки полученных сведений, он присваивает полученному от кассы документу уникальный идентификатор (фискальный признак) и направляет его на контрольно-кассовое оборудование, тем самым подтверждая проведённую операцию. Параллельно полученная и обработанная информация направляется в налоговый орган по защищённым каналам связи.

Пошаговая схема работы выглядит следующим образом:

  1. Продавец проводит операцию по кассе.
  2. ККМ создаёт транзакцию и отправляет в фискальный накопитель (ФН).
  3. В ФН выполняется сохранение чека, затем формируется фискальный признак и подписывается им чек.
  4. Информация направляется на серверы оператора.
  5. Получив данные, оператор выполняет формирование ответного фискального признака, направляет его на ККМ и параллельно выгружает сведения об операции в ФНС.

Фактически весь этот процесс занимает всего несколько секунд.

Далее касса печатает кассовый чек, покупателю отправляется его электронная версия (на email или в формате СМС на телефон).

В чеках содержится QR-код и ссылка на сервис проверки его актуальности.

Более подробную информацию о работе ОФД можно найти здесь.

Что такое ОФД

Порядок заключения с оператором договора на обслуживание

Закон №54-ФЗ об использовании онлайн-ККТ обязывает торговые организации регистрировать кассы в ФНС. Для их регистрации первоначально владелец кассы обязан заключить с ОФД договор на обслуживание.

Операторами предлагаются договоры годового обслуживания, заключаемые на каждую единицу ККТ. Такой договор включает в себя предоставление нескольких услуг:

  • по приёму и передаче фискальных данных;
  • по регистрации Личного кабинета клиента и организации доступа к нему;
  • доступа к инструментам аналитики и отчётам об операциях по кассе;
  • мониторинга работы ККМ.

Для заключения договора необходимо выбрать осуществляющую свою деятельность в рамках 54-ФЗ компанию-оператора. Список аккредитованных организаций выложен на сайте ФНС РФ.

Требования к ОФД

Законодательными нормами к организациям, работающим в качестве ОФД, предъявляется ряд требований. К ним относится:

  • наличие действующей лицензии ФНС, разрешающей заниматься обработкой фискальных данных;
  • использование лицензированных ФСТЭК технических средств, обеспечивающих защиту получаемых от онлайн-ККМ сведений;
  • лицензия ФСБ на использование инструментов, обеспечивающих криптографическую защиту данных;
  • наличие нежилого помещения, арендованного или находящегося в личной собственности, территориально расположенного в РФ;
  • владение техническими средствами, обеспечивающими обработку фискальных данных и позволяющих формировать фискальный признак для дальнейшей передачи сведений в ФНС.

Технические требования к ОФД

Законом также определены обязательные технические требования к ОФД. В рамках этих требований организация-оператор обязана:

  • производить приём и обработку любых данных, поступающих от прошедшей регистрацию в установленном порядке ККМ, включая зашифрованные;
  • отправлять на ККМ подтверждение о приёме данных, защищённых фискальным признаком;
  • неукоснительно соблюдать установленные законодательно Протоколы обмена сведениями между ККМ, серверами ОФД и сервисами ФНС.

Стоит учесть, что если оператор не выполнит любое из перечисленных выше требований, ему будет запрещено в дальнейшем работать с фискальными данными контрольно-кассовой техники.


Просмотров: 1437