Что такое товарный знак?

В данной главе мы рассмотрим понятие товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, коллективного товарного знака, международного товарного знака и понятие особых статусов товарного знака.

«Товарный Знак» это обозначение (словесное - слово или несколько слов; изобразительное - цветное или ч/б изображение или комбинированное - комбинация слова или слов и изображения) «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». 

С видами товарных знаков более подробно вы можете ознакомитьсяс в статье №-1482 ГК РФ. А зарегистрировать свой на сайте http://www.znaktm.ru

Товарный знак используется для маркировки товаров и выделения их из массы однородных и сходных товаров (пример – молоко «Веселый молочник» и ювелирные украшения «Tiffany»), а знак обслуживания используется для маркировки сервисов и услуг и выделения их из массы однородных и схожих сервисов и услуг (пример – мобильная связь «МТС» и услуги авиаперевозок «Аэрофлот»).

«Знак обслуживания» это обозначение (словесное - слово или несколько слов; изобразительное - цветное или ч/б изображение или комбинированное - комбинация слова или слов и изображения) «служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг». Является тем же товарным знаком только относительно работ и услуг. Статья №-1477 ГК РФ.

Существуют понятия, которые очень часто употребляют в том же смысле что и товарный знак, но которые, тем не менее, являются самостоятельными определениями и соответственно не являются товарными знаками. Это прочие знаки и иные средства индивидуализации:

Знаки и иные средства индивидуализации:

Сертификационный знак

Это способ указать, что товары или услуги, относительно которых он используется, сертифицированы владельцем данного знака относительно способа производства, качества, происхождения и других характеристик самого товара. Основное различие сертификационного знака и товарного знака в том, что первый может использовать любое лицо, соблюдающее определенные стандарты, а второй может использовать лишь владелец знака.

Фирменное наименование

Это наименование юридического лица, присвоенное ему при регистрации и занесенное в государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо имеет исключительное право на использование фирменного наименования, тем не менее, фирменное наименование не является торговым знаком. Статьи №-1473 и №-1476 ГК РФ.

Наименование места происхождения товара

Это обозначение, содержащее или представляющее собой название страны, города, провинции, региона, села ставшее известным благодаря производимым товарам которые имеют исключительные и уникальные характеристики именно благодаря природным или людским особенностям данного географического местоположения. Примеры: шампанское, коньяк. Статья №-1519 ГК РФ.
Коммерческое обозначение

Это обозначение, используемое юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для индивидуализации своих предприятий. Коммерческое обозначение не является фирменным названием или торговым знаком. Статьи №-1538 и №-1476 ГК РФ.

Особый статус товарных знаков:

Коллективный товарный знак

Это товарный знак, который обычно принадлежит группе компаний и используется для персонализации товаров или услуг членами группы или ассоциации, т.е. для указания отличия данных товаров или услуг от товаров или услуг других предприятий. Каждое предприятие группы или ассоциации имеет право использовать свой товарный знак. Статья №-1510 ГК РФ.
 

Общеизвестный товарный знак

Это товарный знак, ставший общеизвестным среди соответствующих потребителей РФ относительно маркируемых товаров или услуг. Товарный знак может быть признанным общеизвестным только по решению органов исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Четкой схемы определения общеизвестности товарного знака не существует. Статья №-1508 ГК РФ.

Виды товарных знаков (знаков обслуживания) – мировая практика:

Словесный знак Слово или слова (включая шрифтовую композицию) либо дополнительно то, что в теории дизайна называется логограмма (любой символ или знак, представляющий слово; пример – знак # в США обозначает слово «номер»). Такими знаками могут быть как личные имена («Смирнофф», «Hilton») так и вновь придуманные, ранее не существовавшие слова («Kodak», «Xerox»), а так же аббревиатуры и числа. Этим видом представлены более 80% всех товарных знаков.
Изобразительный знак Картинка или символ. Может представлять собой абстрактные или конкретные (иконические) символы. Пример – Lacoste (небольшой крокодильчик). Около 5% всех товарных знаков.
Комбинированный знак В такой товарный знак входят в различных комбинациях как словесные, так и изобразительные составляющие которые не могут быть разделены и не могут использоваться отдельно. Именно комбинированные знаки в теории дизайна называют логотипом (отпечаток графики).
Объемные или трехмерные товарные знаки Представляют собой упаковку или сам товар оригинальной формы. Пример – трех лучевая звезда Mercedes.
Сочетания запахов В некоторых странах можно официально зарегистрировать сочетание запахов, которые будут являться товарным знаком.
Сочетания звуков Товарными знаками являются, например мелодии мобильных телефонов Nokia, Samsung.

Существует огромное количество разных обозначений, которые используются как товарные знаки (знаки обслуживания), однако всегда и везде действуют два одинаковых условия: товарный знак (знак обслуживания) должен обладать различительной способностью с другими знаками и не должен вводить потребителя в заблуждение.

Тэги: н


Просмотров: 10122