Анализ и перспективы развития российского рынка Интернет-торговли

В начале апреля в столице РФ прошел ежегодный фестиваль Интернет-торговли EcomWeek, в котором приняли участие свыше тысячи участников отрасли. Данное мероприятие является своеобразной коммуникационной площадкой, позволяющей ознакомиться с опытом лидеров рынка, рассмотреть удачные образцы создания отраслевых предприятий, обменяться мнениями, касающимися оценки и перспектив развития отрасли. Спонсорами проведения этого масштабного проекта стали ведущие отечественные компании.

На сегодняшний день EcomWeek рассматривается экспертами и участниками рынка, как одно из крупнейших отечественных мероприятий, направленных на отображение стратегии дальнейшего развития отрасли, постановку реальных задач, поиск путей для их оптимального решения, говорится в блоге одного участников, небольшой SEO-компании «39 сайтов». Во всевозможных круглых столах, тренингах, мастер-классах и форумах приняли участие представители трехсот различных компаний. При этом основной темой для обсуждения на всех мероприятиях являлась возможность создания успешных кейсов в сфере онлайн-ритейла.

Значительное внимание привлекло к себе обсуждение всевозможных методов увеличения количества покупок, повышения их средней стоимости. По мнению большинства участников мероприятия, в этом вопросе наиболее логичными и эффективными инструментами могут стать средства продвижения приобретения продукции в рассрочку и методы повышения уровня сервиса. «В течение последних двух лет россияне стремительно теряют свои прежние доходы, мы вынуждены признать тенденцию к массовому обеднению населения. Причем никаких предпосылок для восстановления экономики страны пока нет. В подобных условиях на фоне постоянно растущего рационального потребления число дублированных и совершаемых под воздействием импульсивных настроений покупок заметно снижается. Свои ежемесячные доходы люди в первую очередь тратят на погашение долгов и пропитание. Однако периодически возникает необходимость в обновлении гардероба. И если речь идет о приобретении новой одежды и обуви для всех членов семьи одновременно, вполне уместной и экономически выгодной становится системы оплаты покупок в рассрочку. В нашей компании функционирует специализированная программа беспроцентной рассрочки. Помимо этого, мы поддерживаем партнерские отношения с компаниями, разрабатывающими подобные программы», — отметил представитель сети магазинов Kari Андрей Рождественский. Абсолютную поддержку ему высказал руководитель проекта Inventive Retail Group Усенко Евгений: «У нас программы рассрочки пользуются огромной популярностью – клиенты весьма благосклонно относятся к этому виду кредитования, в отличие от привычных кредитов. Причем подобные программы обладают высокой эффективностью, как в обычной розничной торговле, так и в сфере онлайн-продаж. Покупатель приветствует отсутствие переплат, а ритейлер использует возможности для расширения аудитории».

Организация перемещения и доставки товаров в сфере онлайн-ритейла также подверглась обсуждению и тщательному анализу: весьма интересные мнения по этой теме высказали как представители торговых компаний, так и сотрудники сервисных служб. При этом обе стороны абсолютно убеждены в том, что между торговлей и логистикой нарастает конфликт интересов, связанный с организацией сервисов примерки, возврата, оплаты частями. Онлайн-магазины готовы вкладывать средства в эти важные и нужные для них услуги. крупные игроки логистической сферы указывают на то, что внедрение этих сервисов неизбежно влечет за собой повышение себестоимости продукции. К сожалению, пока стороны так и не смогли найти компромиссное решение для устранения этой проблемы.

Представитель Express RMS Константин Якунин, вошедший в группу организаторов круглого стола по решению насущных логистических вопросов, высказался о целесообразности развития рынка почтовых терминалов самообслуживания: «В России внедрение этих сервисов произошло несколько лет назад, и они практически полностью оправдали ожидания рынка. Однако на фоне многочисленных участников в этой сфере образовался явный лидер в лице компании PickPoint. Пока нельзя однозначно говорить о возможности равнения на нее других игроков, тем не менее, Почта России в этом сегменте смогла бы составить достойную конкуренцию – при условии разработки грамотной стратегии». CEO-специалист фирмы Pulse Express считает, что востребованность этого способа доставки обусловлена возможностью помещения в почтоматы основной части продукции, приобретаемой в онлайн-магазинах.

Неоднократно в ходе проведения фестиваля EcomWeek участники употребляли термин «омниканальность». Однако это вовсе не значит, что он утратил свой ключевой смысл. Многие спикеры убеждены в том, что без ожидаемого потребителями перехода брендов в онлайн обойтись вряд ли удастся. «Известные бренды должны разрабатывать стратегии выхода в сферу онлайн-ритейла, основываясь на своей специфике и особенностях охватываемого сегмента рынка. Однако в любом случае процедура эта необходима всем. Она предоставит возможности для непосредственной коммуникации с потребителями, основная часть которых уже достаточно длительное время пребывает в режиме онлайн», — высказал свое мнение Евгений Усенко.

В процессе рассмотрения наиболее удачных способов представления торговой марки в онлайн-режиме, многие участники мероприятия отмечали достоинства различных моделей: использования готовых площадок для размещения товаров в интернете, создания собственных онлайн-магазинов. К примеру, не так давно в Яндекс.Маркете начал работу сервис для брендов, предоставляющий возможность снабжать демонстрируемый товар различными информационными блоками. Эксперты сошлись во мнении, что для продвижения брендов в интернете сейчас созданы все условия.

Второй день фестиваля преимущественно состоял из различных мастер-классов и всевозможных образовательных программ, ориентированных на представителей среднего и малого бизнеса, а также на тех, кто находится в самом начале своего предпринимательского пути. В ходе мероприятий рассматривались наиболее распространенные вопросы работы онлайн-ритейла: организация финансовых расчетов, доставка, продвижение брендов, международная торговля.

Тэги: н


Просмотров: 9187