Как сделать презентационный видеоролик своей компании?

Как же сделать фильм о компании и ее продукции так, чтобы и волки (менеджеры по продажам, клиенты) были сыты, и Макар (гл. бухгалтер) телят (отдел рекламы) не гонял?..

Для начала Вам необходима съемочная команда.

Самая страшная для фирмы ситуация, когда у директора (другого шефа) сын (племянник, подруга) — режиссер/оператор. Тогда пиши: пропало! То есть фильм, конечно, будет снят и даже заслужит, может быть, аплодисменты (?!?) в адрес авторов. А вот использование…
Пример Одна из крупнейших в России нефтяных компаний на большом инвестиционном симпозиуме демонстрирует на своем стенде фильм. Значительную часть времени на экране телевизора набриолиненный, довольный собой автор картины что-то рассказывает (звук стендисты давно выключили, не выдержав ни текста, ни дикции). Потенциальные инвесторы и партнеры проходят мимо стенда не задерживаясь, некоторые — ухмыляясь. Такой фильм очень быстро попадает на полку, а сотрудники опасаются заказывать новый: обжегшись на молоке.

Когда кто-то на фирме считает, что «у нас есть знакомые журналисты на телевидении» — ситуация получше. Но проблем может быть больше. Эти знакомые журналисты — обычно отличные ребята. Но профессия у них — новости. Они очень хорошо умеют делать то, что важно сегодня. Однако фильм должен работать на вас от года до пяти лет. Поэтому «обсасывать» в нем требуется каждый кадр, каждый шум и слово (например, чтобы стендисты не выключали звук!). И на все нужен отдельный вкус, взгляд, квалификация и профессионал, всем этим обладающий.

Из кого же состоит команда профессионалов?
- Менеджер по работе с заказчиком предложит проект технического задания.
- Маркетолог–концептуалист скажет (напишет), для кого и для чего делать фильм.
- Продюсер со сценаристом составят сценарный план.
- Исполнительный продюсер подготовит смету.
- Сценарист с режиссером напишут сценарий, включающий крепкую драматургию, описание - видеоряда и литературный текст.
- Режиссер с оператором произведут съемку.
- Художник со сценаристом разработают и сделают компьютерную графику (логотип, иллюстрации, надписи).
- Музыкальный редактор подберет музыку (при необходимости композитора, который напишет специальную музыку).
- Звукорежиссер с диктором озвучат текст.
- Режиссер с видеоинженером смонтируют фильм, сведут звук (т.е. подберут наилучшую громкость шумов, музыки и голосов).
- Директор по производству все организует (кассеты, оборудование, транспорт, пропуска; питание и проживание съемочных групп на выезде).
- Продюсер возьмет на себя гарантии по качеству, срокам и стоимости, по хранению исходных материалов, по обновлению фильма по мере необходимости; по расчетам с персоналом, по соблюдению авторских прав.
- Юрист проконтролирует правильность оформления и выполнения договора.
- Бухгалтер проведет все платежи, включая оплату банкета по поводу сдачи картины.

Так что, разыскивая производителя, обратите внимание, есть ли у него такая команда и, конечно, на демонстрационную видеокассету с ранее изготовленными фильмами.

Но вот вы нашли исполнителя. Чтобы создать нужный вам фильм, в техническом задании на производство следует предусмотреть:
- необходимость съемок на улице (на натуре): учесть время года; время суток (условия освещенности); погоду; возможность управления процессами, в обычное время нас не касающимися (движение транспорта и прохожих); права владельцев той недвижимости, которая может попасть в кадр и т.п.;

- интервью (подготовить интервьюируемых и их тексты);
компьютерную графику (для демонстрации скрытых от объектива камеры процессов и/или фантастических (!?) характеристик продукции/услуг).

Набившие шишек («съевшие собаку») производители деловых видеофильмов с учетом специфики вашего предприятия зададут десятки вопросов, ответы на которые и составят техническое задание на фильм.

На основании этого производители деловых видеофильмов подготовят вам соответствующий сценарий, о котором мы расскажем в статье "Как написать сценарий для своего видеоролика?".

Далее - съемка.

Нервы — на пределе. Чтобы минимизировать ступор на предприятии (телевизионщики приехали!) и сэкономить бюджет, заказчик и исполнитель стараются сократить число съемочных дней. Поэтому темп работы очень высокий. Самое главное и простое — снабдить съемочную группу едой и напитками (включая… + столько же в холодильник директора).

Часть второстепенных деталей, которые должны обеспечить и проконтролировать вы как заказчик:
- капремонт помещений и автомобилей руководства (некоторые обходятся «косметикой», но это неправильно — плохо сказывается на качестве фильма, хотя иногда несколько экономит бюджет);
- спецодежда для персонала (некоторые думают, что это только предлог для поездки директора в Париж за новой коллекцией костюмов, но это злопыхательство);
логотипы на спецодежде (можно и на галстуках, но обычно страдают лишь «голубые воротнички»);
- дежурный электрик (необходимо убедиться, совмещаются ли вилки осветительного оборудования исполнителя и ваши розетки);
- наличие в нужном месте в нужное время всех людей, сырья, материалов, продукции и Сергея Петровича, у которого все ключи от всех помещений;
- если в сценарии есть, например, кисть руки Марии Варфоломеевны, которая любовно поглаживает готовое изделие, стоит обеспечить ей замену на случай болезни и не забыть отпустить обеих дам сделать маникюр.

Если вы предусмотрели в сценарии большое количество интервью и особенно если среди интервьюируемых не только ваши сотрудники (партнеры, клиенты, представители власти), необходимо особо проконтролировать:
- знают ли они, о чем говорить (лучше специально написать тексты, согласовать со сценаристом и с ними);
- одеты ли они благоприятно для цветопередачи (черное, белое, красное, клетчатое, - полосатое не надевать!) и соответственно интерьеру, в котором будет проходить съемка;
- нужен ли им костюмер, парикмахер, визажист (или хотя бы компакт-пудра);
прибудут ли они на место съемки в соответствии с графиком.

После съемки происходит следующее:
- производство компьютерной графики (заставки, титры, субтитры);
- поиск и перезапись видеоархивов, оцифровка фотоархивов;
окончательная доводка сценария с учетом реально отснятого материала;
- подбор (сочинение, исполнение) и запись музыки;
- озвучивание текста (дикторы);
- видеомонтаж (выбор из отснятого материала лучших кадров, определение их продолжительности и расположения в последовательности, основанной на сценарии, но учитывающей особенности каждого кадра по крупности, цвету, свету, темпу движения камеры и объектов и т.п.);
- разработка спецэффектов (зрелищные способы перехода от кадра к кадру, многослойное изображение и т.п.);
- сведение звука и т.п.

У вас может возникнуть искушение попроситься на монтаж (и, скорее всего, по договору у вас есть такое право!). Не поддавайтесь соблазну! Не используйте свое право! Лучше попросите копии исходных материалов, просмотрите их и обратите внимание режиссера на то, что считаете наиболее и наименее важным.

Ваше непосредственное присутствие на монтаже (участием это трудно назвать) может привести к срыву сроков, выставлению дополнительных счетов и расшатыванию нервной системы всех, включая вас. Так что не звоните продюсеру с вопросом: «Когда можно приехать? Посмотреть?» — чаще, чем раз в месяц. Творческих людей нельзя нервировать!!!


И вот приступаем к приятному...

Во время Первого Просмотра Первой Редакции Фильма попробуйте поставить себя на место человека, впервые столкнувшегося с вашим Предприятием и его Продукцией. Вы можете смело принимать фильм и зарабатывать с его помощью деньги для компании, если он:

- соответствует вашему техническому заданию (см. в начале);
- соответствует выделенному на производство фильма бюджету (см. в середине);
отображает ваше личное видение конкретных черт вашего предприятия и его продукции (см. в конце);
- в значительной степени представляет интересы предприятия перед целевой аудиторией.

Если указанные признаки присутствуют, вы с честью выполнили обязанности заказчика. Смело требуйте включения своего имени (псевдонима) в заключительные титры!

Но кроме вас на упоминание в титрах могут претендовать и отдельные сотрудники исполнителя. А они-то за что?..

При производстве фильма они должны были использовать свою квалификацию и опыт, чтобы на вашу компанию в разных сочетаниях комплексно работали некоторые из следующих приемов и творческих подходов.

Одновременное изложение текста (закадровый голос) и иллюстрация абстрактной мысли изображением реальных объектов или динамичными графиками, диаграммами, созданными с помощью компьютерной графики.

Демонстрация технологии работы людей и механизмов в движении.

Использование нескольких способов подачи информации (иногда одновременно):
- содержательных (описание объекта закадровым текстом плюс его изображение в движении и/или с разных сторон);
- эмоциональных (яркие краски, переменная скорость движения объекта, рассчитанные второстепенные объекты, музыка и звуки);
- искусственных (компьютерная графика, анимация);
подсознательных;
- юмор и/или ассоциативный подход в сообщении;
- цветовое и композиционное построение кадров;
- скорость и направление движения камеры;
- частота смены планов и кадров;
- пол, внешность, одежда и манеры действующих лиц;
- пол диктора, тембр, интонации, паузы;
- характер музыки и шумов.

Передача эмоционального впечатления от характеристик объекта, доступных для видео-, аудиоформы (но недоступных, например, для полиграфии):
- туман, выходящий из открытого морозильника;
луч света, естественный или компьютерный, динамично обрисовывающий основную часть объекта;
- сильный звук, подчеркивающий мощь;
- тихий звук, указывающий на современную технологию в отличие от предшествующей;
- музыкальная фраза, эмоционально подчеркивающая важную часть процесса (скорость, - эффективность, компактность, необычность и т.п.);
- музыкальная фраза/отдельный звук, указывающие на завершение процесса.

Создание конечного впечатления зрителя с учетом полного осознания объемов и пространства, не передаваемых плоским неподвижным изображением (пролет самолета под мостом, выход из маленького автомобиля большой группы людей).

Демонстрация последовательных ускоренных изменений:
- одного улучшаемого объекта (до и после похудения человека, до и после макияжа лица);
- превращение одного объекта в другой в определенное время с определенной технологией (снос хижины и строительство на этом месте дворца без изменения пейзажа);
- одновременный показ предмета со всех сторон (даже несколько его фотоснимков в разных - ракурсах дадут менее полное представление о предмете, чем одно вращение в кадре).

Подтверждение реализма или исторических фактов с показом конкретных людей, включая известных, и с учетом обстоятельств места и времени съемки; может быть полезно юридическое подтверждение иллюстрируемого факта.

Если фильм производит на вас (и на подвернувшихся под руку клиентов) запланированное маркетологами и концептуалистами впечатление, значит, многое из перечисленного в нем применено. Значит, ваши горести, связанные с производством, закончились, остались маленькими (см. в начале) и превратились в бесценный ОПЫТ. Значит, вы получили великолепный инструмент дополнительного развития вашего бизнеса. Он будет работать на вас одновременно в десятках мест: на сайте, на выставках, в офисах клиентов, дилеров, партнеров. Значит, можно завершать расчеты по договору, и пусть исполнители тоже порезвятся в титрах.

Борис Васильев, Деловое видео, Москва 

Тэги: Борис Васильев, Деловое видео, менеджер по продажам


Просмотров: 18907