Черно-белая выставка культового ленинградского фотографа открывается в Доме Метенкова

Выставка «Петербург Бориса Смелова» открывается 4 февраля в 18:00 в Фотографическом музее «Дом Метенкова». На выставке представлены 60 черно-белых фотографий в авторской ручной печати. Выставка продлится до 1 марта 2010 года, сообщили организаторы.

Борис Смелов (1951-1998) - культовая фигура ленинградской фотографии. В 1970-1980 годах для многих фотографов он был идеалом мастера, который, с одной стороны, был свободен от идеологической конъюнктуры, с другой стороны, ставил и решал художественные задачи фотографическими средствами, тем самым освобождая фотографию от цеховой замкнутости и вводя ее в семейство изобразительных искусств.

Борис Смелов в 1961 году впервые взял в руки фотоаппарат, а в 1968 уже осознавал себя художником. Для фотографа основная цель - сделать «хороший» снимок, то есть технически совершенный, для художника - качественный снимок лишь средство для построения уникального художественного мира. «Для меня в любой работе важнее, чем точная фотофиксация натуры, авторский взгляд на мир, человеческая позиция художника. Без этого снимки пусты и холодны»,- говорил фотохудожник

Борис Смелов работал во всех традиционных жанрах фотографии - портрет, репортаж натюрморт, пейзаж, но в качестве основной темы он назвал «свой город». В натюрмортах это предметы прошлого быта Петербурга, в портретах - избранные жители этого города (художники, поэты, музыканты, родственники, безымянные старики и старушки), в пейзажах - парадная архитектура и зафасадное нутро, в репортажах - жизнь людей и зверей в этом городе.

Особенно интересным и малоизученным является последний период (1994-1998) творчества Бориса Смелова, когда он стал использовать для съемки пейзажей инфракрасную пленку. «Инфракрасная пленка восхитила меня тем, что она дает некое новое качество и совершенно иной графический эффект. Листва в конечном отпечатке получается белой, как бы опушенной инеем, а все остальные предметы - дома, вода - вполне реалистическими... Съемка на инфракрасную пленку помогает мне подчеркнуть некий космизм города, его объектов, эпичность, значительность, трагизм»,- отмечал мастер.

Борис Смелов начал свой путь фотографа с Петербурга Достоевского и Гоголя (город-мираж, фантом, порождение тумана, край земли, порог смерти, вызывающий страх и ужас реальной жизни, хаотическую слепоту и космическое сверхвидение). Затем он увидел и сумел изобразить эсхатологическое предчувствие в парадном, классическом Петербурге, соединив тем самым два противоположных полюса в иконографии города. Именно, трансперсональная тревога, воплощенная в устойчивой гармонии классики, и сообщают его пейзажам изысканную трагедийность и изощренную привлекательность.

01.02.2010 12:12