Можно ли защитить доменное имя?

Интернет-технологии — одна из наиболее активно развивающихся сегодня сфер нашей жизни. Право не менее динамично, однако, далеко не всегда успевает за течением жизни общества и теми общественными отношениями, которые оно регулирует. В силу этого возникают пробелы в праве, а также множество вопросов у создателей сайтов, веб-разработчиков, а зачастую и у рядовых пользователей интернета.

Поскольку даже понятия доменного имени нет в российском законодательстве, его правовой статус достаточно смутен. Очевидно, что доменное имя является продуктом творческой деятельности некого лица, следовательно, является объектом интеллектуальной собственности.

Потому оно имеет не только смысловую, нематериальную ценность, но и коммерческую, стоимостную, поскольку доменное имя, как показывает практика, составляет деловую репутацию компании, чей сайт расположен на данном адресе. В случае каких-либо негативных явлений, связанных с доменным именем, потенциальный покупатель лишается или ограничивается в возможности заходить на сайт.

В определенных случаях это может понести убытки, ведь в последнее время всё большую популярность приобретают интернет-магазины. Так, статьей 1484 Гражданского кодекса РФ одним из способов осуществления исключительного права на товарный знак является его размещение в доменном имени.

Таким образом, товарный знак может отражаться в доменном имени ресурса, а значит, приносить доход, иметь коммерческую ценность. К сведениям, составляющим деловую репутацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, относится, помимо всего прочего, исключительное право владельца на товарный знак.

Потому в случае причинения убытков, наступивших из-за какого-либо вреда, причиненного доменному имени, у потерпевшего возникает право требовать возмещения этих убытков в порядке гражданско-правового иска о защите деловой репутации. В международном праве существует понятие «клиентела» («goodwill»), включающее в себя нематериальные активы, от клиентуры до доменного имени, которые имеют коммерческое значение для деятельности компании, а значит, имеют стоимостную оценку и могут возмещаться в случае положительного решения судебного дела.

В российском праве такого понятия нет, как и нет законодательно закрепленного понятия «репутационный вред», однако, в последнее время число исков по возмещению репутационного вреда — по сути, он аналогичен моральному вреду у физических лиц — возрастает, как и положительно принятых судом решений по ним. Но как быть, когда нужно урегулировать отношения, возникшие в сфере непосредственно регистрации и использования доменного имени?

Международная организация ICAAN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers) издала Единые Правила Рассмотрения Споров о Доменных Именах, которые призваны урегулировать спорные вопросы при идентификации владельца доменного имени, его намерений (в Правила включено понятие «недобросовестной регистрации»), а также вопросы, касающиеся смешения названия доменного имени и стороннего товарного знака до степени смешения.

В таком случае предусмотрен административный порядок разрешения споров. На сегодняшний день нельзя сказать, что правоотношения, возникающие в сфере регистрации и пользования доменных имен, носят четкий, конкретный и урегулированный характер. К сожалению, российским современным правом пока что даже не предусмотрено само понятие доменного имени. Однако это не означает, что в случае нарушения прав или законных интересов тех или иных лиц, они будут беззащитны.


Просмотров: 9791