Тамань - история города

Вряд ли мы найдем с вами в нашей стране более именитый и более забытый город, чем Тамань. Получив из уст знаменитого поэта титул «скверного городишки», город и вовсе превратился в станицу, коей является по настоящее время в Темрюкском районе Краснодарского края. Скажите, какой населенный пункт в России сохранил о себе память настолько, что мы знаем о вхождении его в состав античного государства, Понтийского царства, Римской империи, Византийской империи, Великой Болгарии, Хазарского каганата, Киевской Руси, Половецкого ханства, Золотой Орды, Генуэзской республики, Турецкой Порты, Российской империи и России современной.

За свою более чем 25-вековую жизнь город имел взлеты и падения, неоднократно менял имена в связи с переменой власти. Нам на сегодняшний день известны ряд его имен: Гермонасса, Таматарха, Самкерц, Тмутаракань, Торокань, Матарха, Матлука, Матрега, Тамань. По мнению музейных работников станицы Тамань – это единственное место в России, где можно создать музей всемирной истории на имеющемся краеведческом материале. Для этого нужна заинтересованность краевых и центральных властей. 

На имеющемся материале можно сформировать национальную идею, необходимость которой возникла в связи с распадом СССР и выхода из его состава Украины – наследницы Киевской Руси. Причем Новгород и Тамань могли быть опорной частью оси Север-Юг, которая может скрепить единство России.

Но, вернемся к Тамани. К сожалению, мы пока не знаем точного возраста этого населенного пункта, потому только можем предполагать возраст античных городов этого региона. На Таманском полуострове родился легендарный Ахилл, сын фессалийского царя и морской богини Фетиды, который прославился «Ахиллесовой пятой» и подвигами при осаде древней Трои. Начало Троянской войны определено учеными и назван 1260 год до н.э.. Следовательно, уже до начала этого периода на Тамани кипела бурная жизнь, существовала высокоразвитая культура.

На проходящих в Причерноморье международные конгрессы экологов, рассматривающих проблемы Черного моря, неоднократно звучало, что прибрежная полоса с населенными пунктами была затоплена после геологической катастрофы, повлекшей разлом Гибралтарского перешейка и превращения его в пролив. Воды Атлантического океана затопили ряд цивилизаций Внутреннего (Средиземного) моря, затем руслом реки Босфор (Коровий Брод), стекавшей из Черного моря, ворвались в само Черное море и подняли уровень Меотийского болота (Азовского моря). Последующие экологические катастрофы уже были рукотворными: перекрытие русла Кубани, выходившего в Черное море, привело к дополнительному заиливанию Азовского моря и созданию вместо протоков между островами Таманского архипелага перешейков и превращение архипелага в полуостров с внутренними лиманами. Борьба с природой административным ресурсом давно на Кубани стала предметом народной шутки. С незапамятных времен реку Кубань «поворачивали» супротив ее воли, что привело ко многим проблемам, прежде всего смыванию песчаных пляжей и сокращению черноморской береговой полосы. Ежегодно на черноморское побережье везут миллионы тонн песка, особенно в Анапе, но проблемы это не решает.

Поднявшийся уровень Черного моря затопил прибрежные города и заставил отселиться или уйти совсем из этих мест часть населения. Сейчас археологи достают со дна Черного моря различные свидетельства прежней жизни: детали античных построек, надгробные плиты, керамические изделия, стеклянную посуду и предметы домашнего обихода. Среди многочисленных памятников Таманского полуострова особое место занимает городище Гермонасса-Тмутаракань.

Само городище расположено в центральной части станицы Тамань по улице Лебедева, на высоком береговом плато. Значительная его часть затоплена морем и разрушена при возведении современных строений. Центральная часть городища с востока и запада граничит с глубокими балками, служившими естественными препятствиями от нападений, а с юга примыкает к Сухому озеру, которое могло служить внутренним водоемом или гаванью.

Главная особенность этого памятника – мощность культурного слоя, достигающая местами до 12 метров. Археологическими исследованиями установлено время основания этой части города: первая половина 6 в. до н.э. Известны и периоды его наиболее интенсивной жизни в античные и средневековые времена.

В официальной истории (подтвержденной письменными и иными источниками) существуют две версии основания города. Согласно одной «прекрасно построенную Гермонассу» основали выходцы из Ионии под предводительством Гермона. Согласно другой версии, основателем города был Семандр. Город получил свое название по имени его жены Гермонассы, правившей после смерти основателя и первого правителя.

В обоих случаях навязывается «греческая версия», которую успешно опровергают ряд экспонатов краеведческого музея. Там на ряде кувшинов и амфор из чернолаковой керамики и копиях фресок изображены голые чертоподобные хвостатые мужики с детородным членом в состоянии эрекции. Их можно увидеть собирающими виноград, стоящими в небольших чанах и при других хозяйственных делах. Сопутствующие надписи поясняют, что на этих картинках, пришедшие в эти места греки, учат местное население производить вино для веселия. На одной из картинок небольшого роста голый хвостатый мужик стоит перед высокорослым, достойно одетым мужем. Работница музея прокомментировало, как следует давать описание этой картины: варвар-хозяин советуется с «цивилизованным греком» по хозяйственным делам. Нарочно не придумаешь!

По-моему здесь очень тонко подмечено древним автором реальная ситуация, случившаяся в здешних и других землях: почитатели своего родового божка, возведенного в ранг Всевышнего, несут культуру винопития варварским народам. Что за этим последовало и в какую степень варварства впали народы, познавшие алкоголь, вам известно не хуже моего. Напомню, что издревле на Руси крепкие спиртные напитки называли общим словом «мед», что означало «дурь». Наш любимый мед тогда еще не знал «своего» нового имени и величался по-старому – борт (пчела – бортя; бортничать – собирать борт). Пришельцами постепенно через знахарские лечебные дела была приучена славянская элита к употреблению настоек трав на крепких спиртных напитках – меде, потому и звалась процедура принятия такой настойки – медициной. Если бы современное население страны знало истинную картину спаивания населения, то, думаю, у нас бы было гораздо меньше почитателей древней медицины, с помощью которой многими и сейчас «излечиваются» все проблемы. Еще знаменитый русский поэт подметил, «кому живется весело, вольготно на Руси». Принявший мед-алкоголь становился неуклюжим как бер, потому звался ведмед или медведь. Само слово «алкоголь» имеет греческие корни и производно от имени греческого поэта-лирика Алкея середины первого тысячелетия до новой эры с острова Лесбос. Спившийся Алкей не стал мужем поэтессы Сапфо и ей пришлось стать основательницей однополой любви, получившей свое название от острова Лесбос.

В 5 веке до новой эры Гермонасса вошла в состав Боспорского царства, образованного по сторонам Керченского пролива (в те времена – Боспор Киммерийский). По своему значению она была вторы городом после Фанагории – столицы Азиатского Боспора (так в античные времена именовался Таманский полуостров). Город имел свой собственный причал, куда приходили суда из многих городов античного мира – Хиоса, Фасоса, Гераклеи, Синопы, Афин, городов Малой Азии.

Из многочисленных строительных остатков, открытых археологами в античных слоях Гермонассы, выделяется монументальное сооружение 4-3 вв. до н.э. Его общая площадь составляла около 500 квадратных метров. С помощью различных видов анализа было установлено, что здание на протяжении 150 лет неоднократно подвергалось перепланировке. Предположительно, в данном месте могла находиться центральная часть города. К северо-западу от него были отрыты остатки другого не менее крупного комплекса. Сохранились отдельные участки каменной кладки под сырцовые стены, каменный водосток с водосбросной ямой-цистерной и подвал жилого дома, сложенный из сырцового кирпича. Площадка внутреннего дворика выровнена фрагментами амфорной тары. С юга данный участок граничит с крупным сооружением, от которого осталась каменная кладка стены длиной 15 метров и высотой 1,2 метра. По всей видимости, в 4 веке до новой эры жители Гермонассы использовали это сооружение для проведения культовых обрядов. Здесь были найдены аттические чернолаковые сосуды с начальными буквами имени Деметры – богини плодородия, ножка от жертвенного стола, терракотовая протома – курильница, а также жертвенник с внутренним заполнением золы от сожженных птиц и мелкого рогатого скота.

Следуящая интересная находка – гончарные печи, что свидетельствует о производстве керамики непосредственно в городе. О развитии виноградарства и виноделия для собственных нужд и внешней торговли говорят винодельческие комплексы-минизаводики (в старину такие производства называли «винокурни», вкладывая смысл вины у перебравшего вина), в которых перерабатывались местные сорта винограда.

Городской статус Гермонассы подтверждают эпиграфические памятники. Это – каменные летописи, представленные в виде посвятительных или почетных надписей, надписей о строительстве, и фиасах (союзах), открытых в Тамани на протяжении 19-20 веков.

Неоднократно на Таманском городище Гермонасса-Тмутаракань находили надписи, связанные с культами античных божеств. Это Аполлон Врач – бог врачевания, Аполлон Дельфиний – покровитель мореплавателей и путешественников, Артемида Эфесская – богиня-покровительница животного мира, античный герой Геракл, Афродита Апатуриада – богиня любви. Наибольшее число этих памятников, найденных в различной время, относятся к почитанию культа Аполлона и Афродиты.

К западу от города Гермонассы начинался некрополь – город мертвых. Некрополь был грунтовый и курганный, что говорит о наличие двух культур почитания предков и близком сожительстве пришлых народов и местного населения – синдов, меотов и скифов. Неподалеку от городища Гермонасса-Тмутаракань в одном из курганов на Лысой горе в 1916 году был обнаружен великолепный мраморный саркофаг. Изготовлен он был в 4 веке до новой эры по заказу одного из знатных жителей Гермонассы из розового мрамора. В город саркофаг доставили, скорее всего, морским путем. В 1916 годк гробница была разграблена, а уцелевший саркофаг был перевезен из района Лысой горы в станицу, где он и экспонировался до Великой Отечественной войны в Таманском музее. В настоящее время Таманский саркофаг украшает экспозицию одного из залов Государственного исторического музея на Красной площади.

Залы небольшого Таманского музея не могут вместить все имеющиеся экспонаты, потому периодически приходится менять экспозицию. Работники четко придерживаются четкой линии: выставленные экспонаты должны отражать все эпохи в жизни этого городка. На стендах музея можно встретить следы материальной культуры древних времен и более поздних: иудейской Хазарии и мусульманской Турции.

Несколько надгробных плит украшены масонскими символами

Никто не может точно назвать, когда был построен в Тамани храм. Некоторые старожилы утверждают, что история его насчитывает не одно тысячелетие и ссылаются на его античную форму. Действительно, этот небольшой храм обнесен колоннадой в соответствие с античными канонами. Нам пришлось услышать и другое мнение – храм с большой любовью был построен черноморскими казаками в конце 18 века. Этой версии возражает другая, говорящая о том периоде, когда храм был мусульманской мечетью. Как бы в довершение спора во дворе храма сохранились ряд захоронений позднего периода, украшенные различными символами. Здесь можно встретить христианский крест, равносторонний крест, полумесяц. Несколько надгробных плит украшены масонскими символами: Всевидящее Око, Адамова голова над перекрещенными костями, да и весь двор обсажен акациями, что больше говорит об усадьбе, чем о культовом сооружении. В таком случае храмом могло стать переоборудованное казаками жилое сооружение. Ряд единообразных могильных сооружений не имеют каких-либо надписей, а отмечена каменным стволом акации со спиленными у ствола ветвями, что говорит о прерванном масонском роде.

Видя наше непраздное любопытство, к нам подошел немолодой мужчина и некоторое время слушал мои предположения и доводы в отношении захоронений. Через некоторое время он осмелился вступить в разговор и сообщил интересную подробность: еще в 20 веке Тамань считалась сакральным местом и служила местом паломничества различных тайных и оккультных сил. Они приезжали на некоторые праздники и ночью приходили во двор храма, который стоит на месте Духовного перекрестка и потому дает силы и здоровье всем страждущим.

Мы попросили назваться нашего неожиданного собеседника, но этим только испугали его. Он как-то сразу потух и ушел не попрощавшись. Мы попытались его вернуть, уж очень хотелось заснять его на пленку. В ответ на наше предложение незнакомец заторопился, почти побежал и скрылся за воротами храма.

Другая не менее интересная встреча случилась у нас на обратной дороге, когда мы решили на несколько минут вновь заглянуть в музей. Одна из сотрудниц музея вывела нас во двор и показала последнюю морскую находку сезона 2005 года. Это вертикальное надгробие или памятный камень. К сожалению, никто из нас не знал языка, на котором был выбит текст, мы могли только засвидетельствовать наличие в тексте значительного количества латинских букв. Работник музея стала искать картонку с переводом текста, которая по ее убеждению была здесь еще 20 минут назад, но поиски оказались безуспешными.

Вот тут она с досады и произнесла удивительную фразу: «Как только факт касается древнейшей истории наших предков, так он перестает быть фактом по причине его уничтожения! Ищем, как научно оправдать историческую ложь и поселить на землю наших предков мифических греков. Вы только взгляните на этих сыновей сатаны и сделайте правильный вывод!». Напоследок мы задержались у стены с вделанным в нее камнем, на котором дохристианской письменностью сообщалось, как Глеб князь мерял по льду расстояние от Тороканя до Корчева (Керчи).

Вывод мы постарались сделать в самое ближайшее время и, воспользовавшись подсказкой, объективно рассмотрели некоторые слова, услышанные в музее: Гермонасса, Асия (так это слово произносит весь мир), Таматарха, Матарха, Самкерц. Оказывается, в языке древних слово «герма» означает – столб, рост, росток, высокорослый, рослый и т.д., а вот слово «ас» и «асса» не нуждаются в переводе, как и географическая страна Асия, которую асы населяли. Еще при первом посещении музея мы узнали, что местные жители почитали Богородицу, потому и высокое уважение было у них к женским божествам Деметре, Афине, матери Тарха Перуновича (отсюда и название городка – МаТарха). Сразу же вспомнили мы Азовушку, царевну Лебедь, старое название Астрахани – Ас Тархан. Вспомнили великий памятник отечественной письменности «Слово о полку Игореве», в котором христианская дружина Игоря стремилась к «тьмутороканскому идолу» и стало понятен порыв откровенности неожиданного знакомого во дворе храма. Нашлось место в нашем разговоре и поэту Михаилу Лермонтову, родившемуся в Тарханах, и опрометчиво назвавшего Тамань «скверным городишкой». Мы простили великого поэта, понимая, что его посещение этого сакрального места Руси совпало не с лучшими временами его жизни.

Тэги: н


Просмотров: 3373